МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Эффективность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, путем внедрения бережливого производства
Информация об авторах

Авторы: Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г.

Город: Санкт-Петербург

Название учреждения: ФГБВОУ ВПО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова" Министерство обороны Российской Федерации

Текст тезиса

Развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи должно быть направлено на обеспечение доступности медицинской помощи для всех групп населения, удовлетворение потребности населения в квалифицированной медицинской помощи, повышение эффективности работы медицинских организаций. Управление здравоохранением невозможно без определения приоритетных целей, показателей их достижения и параметров эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) составляет неотъемлемую и самую объемную часть всей системы здравоохранения. В настоящее время актуальной проблемой является пересмотр существующих ранее моделей организации ПМСП. Медицинские организации пытаются сделать процесс оказания медицинской помощи более комфортным и располагающим путем внедрения бережливого производства. Изначально система бережливого производства была разработана и успешно применена в конце ХХ века на автомобильном заводе-гиганте "Тойота". Сегодня ее внедряют в деятельность организаций самой разной профессиональной направленности, а в последнее время концепция бережливого производства приходит в медицинские организации. Это одна из концепций управления, направленная на минимизацию всех возможных издержек, которая предусматривает не только участие руководства, но и всех сотрудников в производственных процессах. На принципах бережливого производства основывается "бережливая поликлиника", которая является современным инновационным проектом в Российской Федерации, запущенным в ноябре 2016 г. и основанным на бережливых технологиях. Данный проект начал свою реализацию в Ярославской, Калининградской областях и в г. Севастополе, где были созданы специальные рабочие группы. В настоящее время все результаты обрабатываются и внедряются, в дальнейшем намечено тиражирование на другие медицинские организации, оказывающие ПМСП. Основной идеей бережливого производства является ежедневное непрерывное, бесконечное совершенствование. В бережливое производство входит множество инструментов управления, которые сами по себе просты, но применение их требует некоторых усилий, как от руководства, так и от тех сотрудников, которые непосредственно участвуют в улучшении процессов. При этом необходимо отметить, что бережливое производство не решает проблемы организации здравоохранения, а является лишь общим подходом к минимизации потерь и повышению эффективности деятельности организации. Одним из самых эффективных и важных на сегодняшний день является система "5С", которая позволяет создать необходимые стартовые условия для реализации сложных процессов и обеспечить их высокую эффективность. "5С" - это система наведения порядка, чистоты, укрепления дисциплины, повышения производительности и создания безопасных условий труда с участием всего персонала. Она включает в себя пять принципов организации рабочего места, которые обеспечивают хороший визуальный контроль над рабочим процессом (каждое из названий данных принципов в японском языке начинается с буквы "С"): 1. Сортировка (сейри) - отделить необходимые предметы (например, инструменты, документы) от ненужных, чтобы впоследствии избавиться от последних. 2. Рациональное расположение (сейтон) - упорядочение оставшихся предметов для удобного и рационального использования. 3. Уборка (сейсо) - сохранять рабочее место в чистоте. 4. Стандартизация (сейкецу) - быть предельно аккуратным за счет выполнения первых трех "С". 5. Совершенствование (сицуке) - соблюдать дисциплину, обеспечивающую выполнение первых четырех "С", чтобы в результате все данные пункты вошли в привычку. Основываясь на этих простых правилах, медицинская организация может разработать свой собственный стандарт оказания ПМСП. Очень важно при этом знать все виды потерь, так как это тоже одна из основ бережливого производства:  перепроизводство, то есть ненужные и слишком большие отчеты;  дублирование поручений, выполнение лишних движений;  неудобное расположение оргтехники, поиск необходимого;  отсутствие памяток и инструкций;  ненужная транспортировка, передача документов вручную;  потеря времени на пути к совещанию;  лишние запасы, которые выражаются в виде залежей канцтоваров, бумаги, накоплении нерассмотренных вопросов и т.д.;  избыточная обработка;  огромное количество отчетов;  периоды ожиданий и огромными очередями даже при электронной записи;  медленная работа информационных систем;  переделка и брак, и т.д. В медицинской практике возможно несколько вариантов применения бережливых технологий. Решения по оптимизации процесса могут быть различные, но, как правило, медицинские организации, оказывающие ПМСП, имеют приоритет в выборе процессов: запись на прием к врачу, получение льготных лекарственных препаратов и амбулаторные приемы участковых терапевтов, как наиболее острые и затратные проблемы медицинских организаций. Именно совершенствуя их, можно добиться наиболее интересного и значимого результата для удовлетворенности не только пациентов, но и медицинского персонала. Главной задачей внедрения бережливого производства является создание доброжелательной атмосферы в медицинской организации, формирование желания у прикрепленного населения приходить и заниматься собственным здоровьем, в том числе профилактикой. Стандарт оказания ПМСП, основанный на системе 5S и бережливых технологиях позволит создать действительно удобный и качественный сервис для пациентов.