МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Врач и пациент: истоки кризиса
Информация об авторах

Авторы: Сенченко А.Ю.

Город: Красноярск

Название учреждения: ГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России

Текст тезиса

В статье рассматриваются проблемы кризиса взаимоотношений на уровне "врач - пациент", выявленные при в двух фокус-группах врачей, начавших свою трудовую деятельность до 1993 г. и после, т.е. работавших в разных, с точки зрения реализации прав пациентов, условиях. Врачи, работавшие до 1993 г. отмечают, что пациенты тогда были "покладисты и исполнительны". Сейчас "потребительское отношение" общества к медицине является существенным фактором, снижающим эффективность здравоохранения.

Многочисленные, зачастую негативные, отзывы пациентов о получении ими медицинской помощи достаточно активно транслируются средствами массовой информации и распространяются в социальных сетях. При этом мнение и комментарии врачей подобны "гласу вопиющего в пустыне", их или не слышат или не замечают. С целью выявления проблем во взаимоотношениях на уровне "врач-пациент" нами был проведён опрос врачей, проходивших обучение на цикле профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Они были разделены на 2 фокус-группы по 20 человек. В составе каждой группы были как рядовые практикующие врачи, так и заведующие отделениями, заместители главных врачей и главные врачи, работающие как в государственной, так и в частной системе здравоохранения. Критерием разделения на 2 группы был стаж работы в здравоохранении. В первую группу вошли специалисты, начавшие работать до 1993 г., а во второй - после. Причиной использования 1993 г., как разделителя групп, явился факт принятия 22 июля 1993 г. "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в котором впервые были законодательно закреплены права пациента. При этом участники первой группы должны были представить своё заключение ориентируясь на свой опыт работы до 1993 г., а второй - описать ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день. Описывая систему здравоохранения, существовавшую до 1993 года, врачи отмечали высокую заинтересованность государства в результатах их работы и уважительном отношении к медицинским работникам со стороны общества. "У врачей было чувство защищённости. Мы знали, что государство нас защитит. Никогда не было такого, чтобы дело доходило до суда. Даже не знали, что такое возможно. Мы с ностальгией вспоминаем те времена, т.к. действительно были защищены". Особо было отмечено, что в СМИ отсутствовала отрицательная информация о медицинской помощи и медицинских работниках. При этом в то время подчёркивалось, что советское здравоохранение является лучшим в мире. "Все нам верили, и мы были правы". "Не было интернета и мы лечили сами, и никто нас проверить не мог". Отношение к врачу со стороны пациентов было уважительным. Назначенное лечение не только не оспаривалось, а наоборот, пациентов характеризовала исполнительность и доверие, чего сейчас очень сложно добиться. При этом к своей болезни пациенты относились ответственно. "Шли лечиться в поликлинику, а не в аптеку и интернет". Отмечая особенности лечения пациентов врачи, особо отметили, что "лечили не "стандарт", а человека в комплексе. При поступлении человека в стационар его обследовали "от макушки до пяток". Таким образом, лечение Врачи из второй группы, оценивая текущее состояние системы здравоохранения, отметили, что Государство пытается мотивировать врачей к удержанию в системе здравоохранения: "Земский доктор" и "Земский фельдшер", Приоритетный национальный проект в области здравоохранения, Модернизация здравоохранения, "майские" указы Президента. Значительно улучшилось оснащение медицинских организаций, открытие мощных Федеральных центров. Поставки современного оборудования теперь осуществляется не только в крупные ЛПУ. У пациентов есть возможность получить практически любую медицинскую помощь, и не только в нашей стране, но и за её пределами. В стране активно формируется общество потребления. Медицина отнесена к сфере услуг, наряду с парикмахером и сапожником. У пациентов и хи родственников поддерживается потребительское отношение к медицине и здравоохранению. Как следствие, пациент считает, что он всегда прав, а врач обязан выполнять все его прихоти. Основной рычаг давления на врача - грубость и жалобы. Практически каждая жалоба рассматривается в пользу пациента. Врача некому защитить. Доступность информации о здоровье и способах лечения в интернете приводит к тому, что пациент "напичкан" информацией, считает, что он уже всё знает, всё прочитал, а задача врача подтвердить его "диагноз". "Сейчас очень страдает исполнительность со стороны пациентов. Им назначили лечение, они "О’кей Гугл" и пошли лечиться самостоятельно, по своему, а потом жалуются, что ничего не помогает". При этом, пациенты обращаются за медицинской помощью, имея сниженный индекс здоровья. Не смотря на пропаганду здорового образа жизни в СМИ, население, в большинстве своём, поддерживает его только на словах, потребляет продукты питания низкого качество. Как следствие отмечается рост социально-значимых заболеваний, онкопатологии и т.п. Таким образом, в настоящее время отношения на уровне "врач-пациент" имеют негативную окраску, что может быть связано как с потребительским отношением пациентов к медицине, так и тем, что врачи, на фоне осознания пациентами своих прав в области здравоохранения, не считают их равноценными партнёрами при оказании медицинской помощи и продолжают относиться к ним с позиций патернализма.