МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей
Информация об авторах

Авторы: Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А.

Город: Санкт-Петербург

Название учреждения: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Текст тезиса

Практическая подготовка клинических ординаторов направлена на определенный ограниченный спектр навыков. В преддверии специализированной аккредитации слушатели готовятся к прохождению ОСКЭ, однако навыки, необходимые для каждого специалиста могут носить факультативный характер. Слушатели имеют теоретические знания и не всегда могут показать алгоритмы выполнения на практике. Таким образом навыки оказания неотложной помощи должны быть обязательными для клинических ординаторов всех специальностей.

Актуальность. Во время прохождения симуляционных циклов клинические ординаторы различных специальностей успевают освоить ограниченное количество навыков. В основном, это манипуляции направленные на освоение профессиональных компетенций, характерных для своей специальности. Однако, многие навыки, изучаемые на додипломном уровне остаются необязательными. Так, например, навыки оказания неотложной помощи носят ограниченный перечень. Для многих специальностей предусмотрено обучение базовой сердечно-легочной реанимации и не включено в обязательный перечень оказание помощи при удавлении и различных видах шока. Таким образом клинические ординаторы знают основы первичной реанимации и не могут вспомнить приемы Геймлиха. При этом для клинических ординаторов важно уметь владеть всеми навыками оказания неотложной медицинской помощи до окончания обучения. Это и пункция плевральной полости, коникотомия, остановка наружного кровотечения и принципы транспортной иммобилизации. Полученные знания и изучение алгоритмов в теории, при отсутствии их применения на практике, как правило, быстро теряются. Наибольшую эффективность в закреплении навыков оказания неотложной помощи имеют симуляционные методы обучения. В ходе прохождения симуляционных курсов слушатели получают возможность многократно повторять манипуляции в условиях, имитирующих реальные клинические ситуации. Цель исследования. Определить и улучшить степень владения навыков оказания неотложной помощи у клинических ординаторов различных специальностей в ходе симуляционного обучения. Материалы и методы. В симуляционном центре и на кафедре общей медицинской практики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в 2016-2017 учебном году прошли обучение клинические ординаторы всех специальностей (хирургия, терапия, педиатрия, реаниматология, неврология, остеопатия, мануальная терапия и другие). В исследование вошли 267 клинических ординаторов по различным специальностям. Все исследуемые анкетированы для определения уровня владения навыками оказания неотложной помощи до и после прохождения симуляционных курсов. Для анкетирования были выбраны следующие навыки: оказание неотложной помощи при пневмотораксе; остановка артериального и венозного кровотечений; неотложная помощь при переломах длинных трубчатых костей; неотложная помощь при попадания инородного тела в верхние дыхательные пути. Результаты. В ходе анкетирования до прохождения симуляционных циклов выявлено, что большинство клинических ординаторов терапевтической направленности (педиатры, терапевты, неврологи и другие) отметили неудовлетворительный уровень владения навыками оказания неотложной помощи, что подтвердилось при проверке вышеуказанных навыков на практике. Лишь в 39% наблюдений слушатели отметили уверенное владение частью проверяемых навыков, допуская незначительные ошибки. Следует отметит, что клинические ординаторы хирургических специальностей и реаниматологи, хорошие результаты показали в 65,2% наблюдений. Ошибки, допущенные обучающимися также были негрубыми. Однако 34,8% испытуемых не справились с заданием. После прохождения симуляционных циклов все навыки оказания неотложной помощи клинические ординаторы отработали навыки на практике и закрепили полученные знания в ходе многократного повторения манипуляций. После практической подготовки проведено зачетное занятие и клинические ординаторы отметили достаточный уровень владения навыками в 92,4% по всем специальностям. Выводы. Применение симуляционных методик в ходе обучения клинических ординаторов всех специальностей являются необходимыми для формирования профессиональных компетенций. Однако навыки оказания неотложной помощи должны быть введены в структуру обучения клинических ординаторов всех специальностей и продолжаться на всех этапах последипломного образования.