Определение и значение непрерывного образования

18 Сентября 2010

Понятия доказательной практики и системы обеспечения стандар­тов клинической практики постепенно входят в жизнь практикую­щего врача. На горизонте появились (а во многих странах выходят на первый план в медицинском образовании) понятия сертификации, ресертификации, независимой оценки и подтверждения квалификации. Действительно ли эти понятия настолько отделе­ны от реальности стандартной практики? Действительно ли прак­тикующий врач должен учиться всю жизнь, только для того, чтобы вести общую практику? Начинается ли непрерывное образование после окончания вуза? Пытаясь ответить на эти вопросы в данной статье, мы рассмотрим историю развития непрерывного образова­ния и вопросы его применения в ежедневной практике.

Введение

Когда люди перенимают друг у друга знания в процессе общения, они тем самым вовлекаются в интересную и увлекательную творческую игру.
"Образование и, как следствие, возникновение и изменение мыслей, ценностей, действий, отношений и социальных форм есть проявление природы человека". (S. Brookfield, 1986)
Термин "непрерывное образование" вошел в употребление в Великобритании после со здания под эгидой Министерства образования и трудоустройства Национальной консультативной группы по непрерывному образованию во главе с профессором Бобом Фрайером. В докладе группы, опубликованном в 1997 г. (B. Fryer, 1997), Фрайер говорит: "Наша страна нуждается в новой культуре образования, культуре непрерывного образования для всех. Необходимо помочь гражданам достойно ответить на вызов, который брошен XXI веком".
Тезисы доклада применимы не только к Великобритании, но ко всему миру в целом и медицинскому миру в частности.
Впоследствии понятие непрерывного образования было дополнено правительственными и около правительственными органами власти. Таким образом, доклад Фрайера призвал к трансформации культуры. Целью трансформации стало обучение как неотъемлемая часть повседневной жизни, что должно было при вести к так называемому Веку Обучения. Правительство Великобритании поддержало призыв, отраженный в докладе, и в феврале 1998 г. была опубликована консультационная статья "Век Обучения: Возрождение новой Британии" (Department Of Education And Employment, 1998), отражающая манифесты профессиональных и непрофессиональных сообществ и организаций в отношении понятия непрерывного образования.
В то же время доклад Фрайера не первым упоминал понятие "Непрерывное образова ние". В 1995 г. Жан Клод Пайе, генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития, сказал: "Продолжая развивать образование и систему обучения, основанные на устаревших принципах обучения, мы не сможем разработать современную стратегию, соответствующую сегодняшним требованиям. Непрерывное образование широко обсуждается, но пока на самом деле оно доступно лишь очень небольшой прослойке на селения". (J.-C. Paye, 1995). Таким образом, видна разница между теорией и практикой непрерывного образования.
В XX веке преподаватели столкнулись со сложной задачей: как сделать непрерывное образование доступным для большинства (Organisation For Economic Cooperation And De velopment). Задача преподавателей XXI века - убедить медицинское сообщество в необходимости непрерывного образования и реальности его применения в ежедневной клинической работе.
Один из часто звучащих принципов в поддержку непрерывного образования - возможность самостоятельно выбрать, чему обучаться. Мы сами можем выбрать, где учиться - на рабочем месте или с отрывом от работы, - выбор часто за нами, но несем ли мы ответственность за обучение и развитие новых навыков? Или мы обязаны принимать участие в обучении, учитываемом для аккредитации в непрерывном медицинском образовании, непрерывном профессиональном развитии?
Непрерывное образование определяет рабочее место как мощную образовательную среду как для индивидуального, так и группового обучения. Во многих клиниках обучение является ключевой стратегией дальнейшего развития как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации. Врачам часто бывает нелегко подстроиться под постоянные изменения и принять необходимость непрерывного образования, но развитие организации в целом, несомненно, выигрывает от поддержки идей непрерывного образования. По мере развития самих профессий специалисты, относящие себя к этим профессиям, должны приспосабливаться к изменениям и быть готовыми к дополнительным требованиям в рамках своей профессии.

Врачебная практика и непрерывное образование

Можно оспаривать факт, что для достижения успеха в своей специальности все врачи непременно должны подстраиваться под текущие изменения и становиться "вечными студентами". Развитие медицинской науки, как мы видим, идет десятилетними циклами и практикующий врач должен не только регулярно обновлять свои знания в соответствии с изменениями, но и уметь применить их в своей практике. Если к этому добавить изменения в структуре и системе управления, вряд ли врачи, не повышающие уровень своего образования, смогут приспособиться к этим изменениям как в клиническом, так и в управленческом плане. Тем не менее мы полагаем, что для большинства практикующих врачей непрерывное образование не является структурированной деятельностью, а часто не является и чем-то осознанным!
В своей ежедневной практике врач должен сочетать навыки клинициста и менеджера для того, чтобы оперативно реагировать на изменения вместе со всем коллективом:
  • быть инновационным в своей практике;
  • быть гибким к новым требованиям;
  • проявлять находчивость в своей работе;
  • быть проводником изменений с новыми правилами и политикой;
  • уметь обмениваться опытом и знаниями, проводить экспертную оценку и проверку медицинской документации;
  • уметь адаптироваться к требованиям системы здравоохранения и ожиданиям пациентов;
  • критически и творчески относиться к клинической работе;
  • быть самостоятельным в работе, будучи хорошим менеджером и вырабатывая навыки самоорганизации;
  • нести ответственность и отчитываться за свою работу через механизмы аудита и профессионального саморегулирования.
Мы считаем, что принятие непрерывного образования включает перечисленные требования, а также дает инструменты, позволяющие идти в ногу со временем и соответствующим образом реагировать на изменения в профессиональных стандартах и доказательной практике, развивать понимание профессиональных навыков и применять эти навыки в различных ситуациях.
Непрерывное образование строится на том, что вы привнесли в свою работу; оно признает все профессиональные знания и умения независимо от места и способа их получения. Этот неформальный подход к образованию может оказать и уже оказывает заметный вклад в нашу работу. По мнению Кристофера Болла (C. Ball, 1998), обучение не только должно быть непрерывным, но и не должно быть формальным: "Многое из того, что мы узнаем и чему учимся, и зачастую самые ценные знания, получено нами не в учебных аудиториях и не в формальной системе обучения - родной язык, умение ориентироваться в городе, родительские навыки или умение управлять людьми, умение работать в команде, терпимость, сострадание, смелость - все это мы получаем не в учебной аудитории".
Но как относятся эти высказывания к современному врачу? Многие нарабатывают собственный опыт доказательной практики путем размышления, рефлексии и независимой оценки своей деятельности. Они становятся более творческими и открытыми инновациям в своей клинической практике и делятся своим опытом с коллегами, которые таким образом тоже проходят обучение на рабочем месте.
До недавнего времени непрерывное образование многими расценивалось как бессмысленное и ненужное времяпровождение, формальное повторение ранее изученных навыков. Считалось, что оно может быть либо академическим и оторванным от реальной практики, либо неакадемическим, но практическим. Со временное непрерывное образование не при знает такого разделения, оно определяет содержание, но не точное время и место обучения.

Каким образом непрерывное образование влияет на качество медицинской помощи?

До недавнего времени многие организации здравоохранения были больше озабочены своей отчетностью, чем оказанием помощи пациентам, но в настоящее время предприняты шаги к восстановлению баланса путем развития системы обеспечения стандартов клинической практики (S. Magennis, T. Gibbs, D. Hellenberg, 2003).
Основной функцией системы обеспечения стандартов клинической практики является проверка обеспечения клинической практики, управления и обучения доказательной основой, а также сочетания клинического опыта и лучших из доступных внешних доказательных данных для осуществления систематических исследований и понимания изменений в стандартах предоставления медицинской помощи.

Итак, кто же постоянно повышает уровень своего образования?

По нашему мнению, это самостоятельные практикующие врачи, способные оценивать качество и уровень оказываемых услуг, принимать во внимание не только свое, но и чужие мнения, как в рамках своей специальности, так и за ее пределами. Это прежде всего мыслящие, способные мыслить самостоятельно врачи! Многие клиницисты являются мыслящими врачами, использующими рефлексию для совершенствования собственной клинической практики - соответственно, они уже не нуждаются в академических курсах непрерывного образования. Тем не менее они должны признать, что в своей клинической практике с использованием доказательной медицины они используют навыки непрерывного образования.
Навыки непрерывного образования используются:
  • при выборе программы профессионального развития для совершенствования уже полученных навыков и знаний;
  • в процессе обсуждения специалистами здравоохранения различных идей;
  • в процессе информационного наполнения практики путем оценки перспектив, как в рамках собственного опыта, так и за их пределами;
  • если в личное и профессиональное развитие интегрируются навыки рефлексии и исследований.
Независимая оценка, экспертная оценка и планирование личного развития - вот инструменты, которые мыслящий врач использует для достижения высочайших стандартов оказания помощи пациентам и создания образовательной среды для всего коллектива.
Результатом непрерывного образования должны и могут стать более высокие стандарты медицинской помощи и более активный, образованный и творческий медицинский персонал.

Выводы

  • Непрерывное образование является реальной концепцией.
  • Принципы непрерывного образования применимы для учебных ситуаций как в последипломном, так и в базовом образовании.
  • Результаты применения непрерывного образования на практике измеримы.