Требования к научно-практическим мероприятиям для врачей. Структура лекций и семинаров для отдельных мероприятий и образовательных программ

19 Января 2012

Повышения качества лечения пациентов, как известно, напрямую связано с уровнем информированности врачей относительно применимости, эффективности и безопасности современных методов лечения заболеваний.

Традиционные обращения к авторитетам, столь характерные для прежних времен, давно уступили место убористым ссылкам в нижней части слайдов наших презентаций. Авторитетные высказывания сегодня - украшения выступлений медицинских опинион-лидеров, но никак не содержательная их часть. Результаты клинических исследований, метаанализов, систематических обзоров - вот то, на чем строятся основные тезисы выступлений.

В то же время, вряд ли кто-либо может сказать, что все слышанные им выступления на научных и, особенно, образовательных мероприятиях, безупречны с точки зрения качества, полноты и достоверности приводимых постулатов.

В планах многих научно-практических мероприятий на 2012 год одним из вопросов стоит обсуждение темы "можно ли (и как) работать с фармацевтическими компаниями". Хотелось, чтобы обсуждение этого вопроса не заслонило собой другую важную тему: обеспечение качества образовательных мероприятий для врачей.

Причин тому несколько. Первой чаще всего называют влияние производителей конкретных лекарств или медицинского оборудования. Когда спонсоры мероприятия или лекции имеют четко сформулированные маркетинговые положения, составляющие основной "скелет" конкретного выступления, когда международные непатентованные наименования уступают место торговым маркам и т.д. Искажение информации, как известно, не всегда ложь. Это может быть и умолчание части фактов, и подмена тезисов, и смещение акцентов с главных положений на второстепенные, и приведение альтернативной точки зрения в качестве основной.

В то же время, не стоит забывать, что большая часть доказательств в мировой копилке доказательной медицины получены фармацевтической индустрией и/или на ее средства.

Другой причиной является отсутствие в медицинском и преподавательском сообществах общепринятых рекомендуемых, четко прописанных принципов построения и подачи материала на образовательных мероприятиях для врачей. Сегодня это уже есть на наших кафедрах последипломного обучения в медицинских вузах. Но нет на образовательных мероприятиях различного уровня, которые врач посещает намного чаще, чем курсы повышения квалификации.

К слову, переход к непрерывному образованию практически означает также и введение кредитно-модульной системы образования.

Кроме того, современный тренд реформирования высшего образования позволяет предположить все возрастающую роль отдельных (модульных) образовательных мероприятий, являющихся частью постоянного (пожизненного) образования врачей. Не за горами и введение оценки их трудоемкости в терминах зачетных единиц (кредитов), что в любом случае повлечет за собой структурирование информации и повышение внимания к ее деталям.

Как нам поступить сегодня?

Есть много способов регулирования информационного потока, обращенного к лечащим врачам и организаторам здравоохранения. Одним из них, к примеру, является ограничение прямых контактов с медицинскими представителями. Другим, явно сегодня еще недооцененным, является естественное регулирование структуры и содержания лекций и семинаров с привлечением медицинских профессиональных ассоциаций и (опосредованно) страховых компаний, что широко распространено сегодня за рубежом.

Профессиональные медицинские сообщества в лице, например, медицинских профессиональных ассоциаций, существуют в мире достаточно давно и служат инструментом не только выражения интересов врачей, но и гарантом качества оказания медицинской помощи и уровня образовательных мероприятий для специалистов.

Какие же конкретно предложения хотелось бы выдвинуть в порядке обсуждения?

I. Тематика конференций, лекций и семинаров для врачей.

Разумеется, является перекосом ситуация, когда за год в некоем городе было проведено 5 конференций по лечению внебольничной пневмонии, 3 по применению антидепрессантов в поликлинической практике и ни одной - по лечению сахарного диабета. Структура заболеваемости и смертности должна прослеживаться в плане образовательных мероприятий в регионе, отвечая его реальным нуждам. Весьма важным моментом является реальная необходимость в освещении конкретной темы. Подбор тем конференций и лекций будет адекватным, если план научно-практических мероприятий для врачей создается не "для галочки", а реально отвечает нуждам региона, города или лечебного учреждения.

II. Содержание лекций и семинаров:

А) Требования к структуре

Важно, разумеется, избежать излишнего администрирования. Однако некоторые пункты должны обязательно присутствовать:

  • Указание доли обсуждаемого заболевания в общей структуре заболеваемости, актуальность проблемы.

  • Краткое изложение стандарта лечения заболевания (со ссылкой на нормативные документы).

  • Краткое изложение основных разделов национального (международного) согласительного документа по диагностике, лечению и профилактике обсуждаемого заболевания.

  • Необходимо озвучивание прогноза заболевания, ожидаемых результатов от назначения обсуждаемого лечения. Должны приводиться сравнительные данные с другими методами лечения.

  • Необходимо назвать (показать) все фармакотерапевтические группы ЛС, применяемые при лечении обсуждаемого заболевания. При обсуждении клинико-фармакологической группы препаратов необходимо указать всех основных представителей в виде международных непатентованных наименований (МНН). Упоминание торговых наименований возможно только в связке с МНН.

Б) Требования к доказательствам

  • Здесь не должно быть ничего нового и необычного. Доказательства значимых постулатов лекции должны быть приведены в общепринятом виде. Для ключевых положений желательно, а при детальном обсуждении результатов клинических исследований - обязательным, должно быть краткое изложение материалов и методов исследования, его дизайна.
  • Недопустимым является создание рекомендаций в отношении популяции или больших групп пациентов на основании единичных исследований на небольшой группе пациентов.

В) Учет положений нормативных актов и национальных и международных согласительных документов

Как уже было сказано выше, основные эти документы должны быть процитированы. При этом недопустимой является ситуация, когда выводы докладчика противоречат основной линии согласительных документов. Это возможно в проблемном докладе, при озвучивании такого факта лектором, и является более исключением, нежели правилом.

III. Отдельные важные детали, технические моменты
  • Необходимо указывать факт озвучивания применения лекарственных препаратов не по показаниям (off-label, "офф-лейбл").
  • В случае наличия спонсоров мероприятия, их должно быть более одного, информация конфликта интересов авторов научных докладов должна указываться.
  • С точки зрения методологии докладов и усвоения врачами прочитанного материала, желательно в начале выступления указывать ключевые слова, характеризующие круг обсуждаемых вопросов.

Обсуждение темы требований к научно практическим мероприятиям для врачей может быть продолжено на страницах интернет-сообщества специалистов, работающих с лекарствами clinpharmbook.ru, созданного и поддерживаемого Межрегиональной ассоциацией клинических фармакологов (президент - академик РАМН В.И.Петров).

Смыслом предлагаемых требований является создание правильного представления слушателя (врача) о современных диагностике и лечении конкретного заболевания, их эффективности и безопасности, возможности применения у его пациентов (включая фармакоэкономические, юридические и другие аспекты).