Опыт вовлечения студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательскую работу и учета их достижений в проекте электронного портфолио

01 Декабря 2015

Согласно новым образовательным стандартам научно-исследовательская деятельность является обязательным модулем. Необходимо разрабатывать и совершенствовать как методы вовлечения студентов в научную работу, так и методы учета и анализа их научных достижений. Проект создания электронного портфолио нацелен на выявление активных студентов, вовлеченных в научную работу, общественную, творческую и спортивную жизнь университета. Нами создана интерактивная платформа для сбора информации, ранжирования и визуализации данных о студенте. Проект способствует самоактуализации и повышению мотивации студентов на выполнение научно-исследовательских работ, а также позволяет учитывать достижения выпускников при итоговой аттестации и повышает эффективность их профессиональной реализации.

Существующая регламентация образовательной деятельности в РФ предусматривает системную оценку учебных достижений студента, уровня познавательной активности обучающегося, сформированности профессиональных компетенций.

Одним из важных направлений работы со студентами является их вовлечение в научно-исследовательскую работу (НИР) профильных кафедр фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).

Существуют разные пути и методы организации НИР студентов. Известен опыт вовлечения студентов в продолжающиеся исследовательские проекты, когда реализуется программа наставничества и микрокурации студенческих работ молодыми научно-педагогическими кадрами [7, 11].

Использование в УГМУ данных методов обеспечило эффективное получение студентами навыков самоменеджмента, самоактуализации и помогло скорректировать их самооценку, а также развить способности к самостоятельному поиску и анализу научной информации. Перспективным является транслирование зарубежного опыта внедрения комплексных продолжающихся форм учебно-исследовательской деятельности для студентов и выпускников-провизоров, продолжающих обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей школы [9].

На данный момент можно констатировать необходимость переориентации теоретического университетского обучения на практико-ориентированное; важно провести адаптацию образовательных стандартов профессиональным для подготовки выпускников к самостоятельной практической деятельности. Нами проводится работа по внедрению комплексной системы получения общекультурных и профессиональных навыков студентами и их оценки в совокупности с индивидуальными достижениями студентов, в частности в области научно-исследовательской деятельности (НИД). Использование различных форм интеграции рабочих планов сквозных дисциплин необходимо для формирования у выпускников готовности к применению знаний в практической деятельности при решении сложных проблем [8].

В настоящее время активно разрабатываются методы оценки эффективности и целесообразности введения элементов интеграции в разработке сквозных учебных и научно-исследовательских модулей [12], совершенствуются методы контроля успеваемости студентов [10]. Перспективно создание оценочной карты получаемых знаний, умений и навыков, которая будет основываться на результатах пройденных аттестаций по профессиональным дисциплинам и индивидуальных достижениях студентов.

Необходимо формирование новой модели критериев оценки НИР студентов.

Данные критерии могут быть рассмотрены с позиций системного или процессного подхода, в соответствии с ориентацией на результат. При управлении НИР студентов важно отслеживать следующие факторы: научно-исследовательская компетентность выпускников вуза; научная среда вуза; системы научного образования вуза (научной подготовки студентов); воздействие научного образования на систему высшего образования в целом и на процессы изменения и развития общества [5].

Процесс интеграции учебной и исследовательской деятельности положительно влияет на результаты образования и содействует формированию не только профессиональных компетенций в сфере НИД, но и общекультурных компетенций, в том числе развитию коммуникативных навыков, формированию критического мышления и активной жизненной позиции как студентов, так и выпускников фармацевтического факультета, продолжающих обучение по программам подготовки научнопедагогических кадров или выполняющих практические задачи оказания фармацевтической помощи населению.

На сегодняшний момент можно говорить о некоем социальном заказе на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки НИД, способной к созданию новых научных технологий [6].

Для обеспечения эффективного учета и анализа индивидуальных достижений студентов и уровня их вовлеченности в НИД на практике нами разрабатываются унифицированные оценочные средства, составляющие основу для создания портфолио студента и выпускника фармацевтического факультета.

Портфолио как средство комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов активно исследуется и внедряется многими образовательными учреждениями [1, 2]. Все они базируются на общих принципах (целостность, структуризация материалов, систематичность, наглядность, самооценка, лаконичный дизайн) [1], но представляют собой уникальный интеллектуальный продукт, состоящий из различных блоков, позволяющих получить репрезентативную информацию и осуществить рефлексию профессиональной готовности студента [3].


Наиболее эффективной, на наш взгляд, является концепция создания электронного портфолио, обладающего ресурсной и аналитической базой, что позволит отслеживать уровень активности студента в режиме онлайн. Целями нашего проекта по созданию электронного портфолио студента фармацевтического факультета УГМУ являются автоматизация процесса ранжирования индивидуальных достижений студентов и формирование рейтинга выпускников, а также оперативное управление вовлеченностью студента в образовательный процесс для успешного профессионального развития.

Материал и методы

Для достижения поставленных целей была создана рабочая группа проекта, в которую вошли работники деканата, менеджер проекта (А.А. Каримова) и координаторы (представители Совета студентов по качеству образования фармацевтического факультета, старосты академических групп). С использованием открытых ресурсов платформы Google была создана форма для сбора анкетных данных студентов и учета их достижений.

Через специально созданный адрес электронной почты (pharm.usmu@gmail.com) собирали личные данные и конфиденциальную информацию, а также копии документов, подтверждающие достижения студентов. Данная информация распределялась по индивидуальным папкам на Google-диске с необходимым уровнем защиты от непреднамеренного удаления и редактирования посторонними лицами в соответствии с требованиями конфиденциальной политики и информационной безопасности.

Пилотное исследование проекта было проведено в 2015 г. среди студентов 5-го курса фармацевтического факультета УГМУ (всего участвовало 28 человек).

В ходе аналитической обработки анкет были определены качественные показатели общего уровня заинтересованности студентов в выполнении НИР, участии в общественной, спортивной и творческой жизни университета. Обратная связь с респондентами стала возможна с помощью интерактивного ящика мнений участников пилотного проекта по вопросам удовлетворенности качеством образовательной среды. Результаты были соотнесены с данными проводимых нами ранее исследований (в 2013−2015 гг.), направленных на выявление исходного уровня заинтересованности студентов и молодых ученых фармацевтического факультета в выполнении НИР, и динамическими показателями вовлеченности молодежи в НИД факультета, что было вынесено на обсуждение в виде проекта решения на ежегодном заседании секции ≪Фармакология, фармация, химия≫ в ходе Всероссийской конференции ≪Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения≫ (28−30 апреля 2015 г., УГМУ) и утверждено единогласно членами экспертной комиссии и участниками конференции.

Всем количественным показателям успешности студента (средний балл зачетной книжки, количество опубликованных работ, призовых мест на конференциях, конгрессах, конкурсах, олимпиадах различного уровня и т.д.) было присвоено балльное значение в соответствии с положением об оценивании индивидуальных достижений студентов. Были использованы аналитические возможности Googleтаблиц для визуализации достижений различного уровня, их ранжирования, градуированного окрашивания с применением правил условного форматирования и автоанализа отдельных показателей.

Результаты и обсуждение

Нами была создана электронная платформа для дистанционного сбора информации и оценивания индивидуальных достижений студентов. Данные сохраняются автоматически на облачном хранилище с авторизованным доступом.

В ходе пилотного исследования была сформирована методика анализа данных с целью построения рейтинга выпускника.

Каждый выпускник может самостоятельно внести дополнения в свое портфолио при наличии необходимых подтверждений, что значительно упрощает ведение документооборота по данному вопросу и обеспечивает двойной контроль при заполнении личных папок выпускников.

Возможности разрабатываемого нами проекта электронного портфолио шире, чем просто сбор информации об индивидуальных достижениях студента. Проект способствует формированию навыков самопрезентации студентов и активации их творческого модуса. Кроме того, у нас есть обратная связь. Выполнен этап работы по масштабированию проекта в целях мониторинга успешности студентов, их вовлеченности в НИР, изучения уровня их заинтересованности в организации и проведении общественных, спортивных, творческих мероприятий фармацевтического факультета и университета в целом, а также мониторинга удовлетворенности качеством образовательной среды и уровня приверженности студента к будущей профессии.

Портфолио позволяет координировать междисциплинарные НИР [3]. В разработанном нами проекте также предусмотрена возможность выполнения студентами сквозных и продолжающихся НИР. В ходе обсуждения перспектив развития НИД студентов на заседании секции "Фармакология, фармация, химия" было констатировано увеличение количества опубликованных студентами статей в 2,5 раза по сравнению с 2014 г. и в 7,9 раз по сравнению с 2012 г.; число подготовленных докладов увеличилось в 2 и в 3,5 раза соответственно (см. рисунок), к тому же значительно улучшилось их качество.

На наш взгляд, для включения результатов НИД студента в карты оценивания компетенций (согласно ФГОС ВПО по специальности "Фармация" − ПК-48,49 [4]) необходимо, чтобы данный показатель вносил не менее 60-75% долевого вклада в итоговый рейтинг выпускника, тогда как оценивание внеучебной работы должно входить в диапазон 25-40% с учетом специфики конкретной специальности. Именно НИР должна стать базовой частью портфолио студента фармацевтического факультета, ведь наши выпускники трудоустраиваются в различных областях фармацевтической отрасли, и все они являются наукоемкими.

Рейтинг студента может быть представлен в виде этапных блоков (текущий, суммарный и итоговый рейтинг) и включать базовый (стартовый и теоретический) рейтинговый балл, практический рейтинг (уровень освоения компетенций), творческий рейтинг (участие в НИР, конкурсах и прочих формах внеучебной работы).

В дальнейшем будет уточнено пороговое значение уровня возможного вклада укрупненных групп показателей в общий рейтинг выпускника.

Важным аспектом проекта портфолио является возможность применения его результатов в рамках итоговой государственной аттестации выпускников фармацевтического факультета. Значительно упрощается формирование итогового рейтингового балла, результаты могут быть визуализированы в виде стандартизированного или аутентичного резюме для трудо устройства выпускника факультета.

Таким образом, выпускник имеет возможность использовать свое портфолио и характеристику как основу для составления резюме для замещения вакантных должностей по специальности в соответствии с потребностями региона. Работодатели, присутствующие на итоговой государственной аттестации, могут осуществлять подбор персонала, руководствуясь рейтингом выпускника и его портфолио.

Необходимо продолжать внедрять и развивать новые технологии в образовательной деятельности, которые будут способствовать упрощению процессов ведения делопроизводства, а также мониторингу качества подготовки выпускников.

Метод электронного портфолио стимулирует студентов к получению компетенций в области научно-исследовательской деятельности и помогает развитию навыков самоменеджмента. В перспективе необходимо укреплять методологическую базу проведения научно-исследовательских работ студентов, формировать школы наставничества и развивать новые интеграционные схемы взаимодействия Университета с научно-практической средой фармацевтической отрасли.


Литература

1. Плахина Л.Н., Дианова Ю.А. Методика создания электронного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 138-140.

2. Ретивых М.В. ≪Портфолио≫ как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов // Вестник Брянского государственного университета. 2014. Вып. 1. С. 1-7.

3. Семенова Н.Г., Томина И.П. Функциональные возможности электронного портфолио // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 429-432.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38).

5. Федорова М.А. Критерии оценки качества научной подготовки студента // Сибирский педагогический журнал. 2014. Вып. 2. С. 121-125.

6. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС ВПО // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (19). С. 4319-4323.

7. Assemi M., Ibarra F., Mallios R., Corelli R.L. Scholarly Contributions of Required Senior Research Projects in a Doctor of Pharmacy Curriculum // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (2): article 23. P. 1-8.

8. Husband A.K., Todd A., Fulton J. Integrating Science and Practice in Pharmacy Curricula // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78 (3): article 63. P. 1-8.

9. Karimi R., Meyer D., Fujisaki B., Stein S. Implementation of an Integrated Longitudinal Curricular Activity for Graduating Pharmacy Students // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78 (6): article 124. P. 1-8.

10. Letassy N.A., Medina M.S., Britton M.L. et.al. A Progressive, Collaborative Process to Improve a Curriculum and Defi ne an Assessment Program // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (4): article 55. P. 1-5.

11. McClendon K.S., Bell A.M., Ellis A. et al. Pathways to Improve Student Pharmacists’ Experience in Research // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (2): article 58. P. 1-12.

12. Pearson M.L., Hubball H.T. Curricular Integration in Pharmacy Education // Am. J. Pharm. Educ. 2012. Vol. 76 (10): article 204. P. 1-8.