Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "педагогика"

03 Августа 2016

Статья посвящена проблемам реализации теоретических курсов для ординаторов (III уровень высшего образования) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Организация дистанционного обучения позволяет активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Кроме того, с помощью ДОТ можно обучать большие группы ординаторов - около 500 человек.

Всоответствии с Законом "Об обра­зовании в Российской Федерации" 2016 г., программы ординатуры относятся к образовательным программам III уров­ня высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. В связи с этим были утверждены федеральные государственные образовательные стан­дарты высшего образования (ФГОС ВО), включающие совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в ординатуре по всем специальностям: всего 94 ФГОС по трем укрупненным группам специаль­ностей: клиническая медицина, фарма­ция, науки о здоровье и профилактическая медицина [1].

Во всех стандартах одинаково про­писаны виды профессиональной дея­тельности, к которым готовятся выпуск­ники, освоившие программу ординатуры (профилактическая, диагностическая, ле­чебная, психолого-педагогическая, орга­низационно-управленческая) и профессио­нальные задачи, которые должен решать выпускник, освоивший программу орди­натуры, в том числе: 1) формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, 2) психолого-педагогическая деятельность.

Материал и методы

Начальный курс педагогики орди­наторы освоили в процессе обучения в специалитете. В медицинских вузах на­коплен успешный опыт преподавания дисциплины "педагогика и психология" для студентов ІиІІ курсов (МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Новосибирский ГМУ, Астраханский ГМУ и др.). Проведенный анализ образовательных программ, до­ступных для ознакомления, показал, что в программу курса, как правило, включе­ны вопросы общей педагогики, методики преподавания, педагогической психоло­гии: рассмотрение педагогики как науки; ее основные категории; сущность и струк­тура педагогической деятельности; виды и функции педагогической деятельности; понятие учебного процесса и его струк­туры и сущности, формы организации обучения в школе и в вузе; вопросы педа­гогического мастерства; вопросы педаго­гического контроля, проблемы воспита­ния в процессе обучения и т.д.

Соблюдая принцип преемственности в образовании, кафедра медицинской пе­дагогики и философии (далее - кафедра МПиФ) ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного об­разования" (РМАПО) Минздрава России целенаправленно разработала программу курса "педагогика" для ординаторов с по­зиций психолого-педагогической под­готовки к врачебной деятельности, что позволило прежде всего акцентировать внимание на совершенствование и форми­рование готовности и способности к: 

  • пониманию специфики психического функционирования человека, особен­ностей его личности и характера и их учету в работе врача (профессиональ­ная компетенция ПК-1);
  • формированию мотивации лечения у пациентов на основе знаний мотивационного процесса (ПК-2), - формированию комфортной коммуни­кативной психологической среды на основе взаимопонимания и доверия в системе "врач-пациент" (ПК-3);
  • внедрению в лечебный процесс основ­ных педагогических методов и приемов для обучения пациентов и членов их семей, основанных на современных психологических теориях учения (ПК-4).

Реализация образовательных программ ординатуры предполагает упор на практи­ческие занятия и самостоятельную работу учащихся, так как в соответствии с ФГОС лекционная часть курса не может превы­шать 10% от общего объема. Дисциплина "педагогика", конечно, относится к теоре­тическим, и поэтому перед кафедрой встала актуальная задача активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитываю­щим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Здесь мы столкнулись с организационной про­блемой, обусловленной, во-первых, коли­чеством ординаторов, обучающихся в на­шей академии - 370 человек, и, во-вторых, их занятостью в клиниках.

Решение поставленной задачи мы нашли в использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Это объясняется тем, что ДОТ позволяют организовать гибкий индивидуальный график обучения, позволяющий ординаторам со­вмещать изучение курса педагогики с ра­ботой в клинике, выбирать удобное время для занятий, организовать обучение не­скольких сотен ординаторов одновремен­но в соответствии с учебным календар­ным графиком, активизировать процесс обучения путем увеличения доли само­стоятельной работы обучающихся, орга­низовать индивидуальное педагогическое сопровождение каждому обучающемуся. Учитывая разбросанность клинических баз кафедр, на которых учатся ординаторы РМАПО, большим плюсом является от­сутствие необходимости ехать через всю

Москву на кафедру МПиФ. Кроме того, наша программа была реализована и для 140 ординаторов Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского, в соот­ветствии с договором о сетевой форме реа­лизации образовательных программ.

Надо отметить, что опыт организации дистанционного обучения у нас уже был. Мы писали [2, 3] о том, что, в соответ­ствии с приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осущест­вляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реа­лизации образовательных программ" организации могут оказывать "учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных кон­сультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и те­лекоммуникационных технологий; орга­низации самостоятельно определяют объ­ем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непо­средственного взаимодействия педагоги­ческого работника с обучающимся, и учеб­ных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образователь­ных технологий; допускается отсутствие аудиторных занятий...".

Исходя из этого мы организовали учеб­ный процесс для ординаторов, исклю­чающий аудиторные занятия, но при этом предполагающий индивидуальные и групповые консультации, выполнение заданий творческого характера и обсуждение вы­полненных работ и тестов, т.е. общение с преподавателями в течение всего перио­да обучения.

ДОТ было реализовано через электрон­ный образовательный портал РМАПО с помощью системы дистанционного обучения Web Tutor (http://lms.rmapo.ru/rmapo/default.html). Общение ординаторов с преподавателями осуществлялось при помощи электронной почты.

Система Web Tutor предоставляет воз­можность создавать модульные учебные курсы, управлять процессом обучения: на­значение и завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты), организация те­стового контроля, мониторинг учебной деятельности обучающихся, анализ ре­зультатов обучения (формирование вы­борок и отчетов), сбор и анализ анкет об­ратной связи и др. Web Tutor поддерживает основные международные стандарты об­мена учебными материалами, в том числе SCORM 2.0.

Сотрудниками кафедры МПиФ были разработаны 4 учебных модуля, содержа­щих основной текст, гиперссылки, тесто­вые задания, итоговые тесты и задания для самостоятельной работы. Всего было предложено 10 заданий на разные темы. Наша задача состояла в том, чтобы в про­цессе выполнения заданий осуществля­лась разнообразная учебная деятельность, направленная на поиск, систематизацию и запоминание информации, создание творческих материалов: глоссарий, те­зисы и список литературы по теме, эссе, реферат, опорный конспект для обучения пациентов и др. Тематика заданий ори­ентирована на индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так как задания должны выполняться на примере профес­сиональной деятельности в рамках своей медицинской специальности. В процессе выполнения заданий ординаторы имели возможность консультироваться с препо­давателем - куратором группы.

Основная функция преподавателей за­ключалась в опосредованном управлении познавательной деятельностью обучающих­ся. Как отмечено в работе [4], "пассивные слушатели должны превратиться в актив­ных участников образовательного процесса, тогда как преподаватели должны стать "на­ставниками" и "путеводителями"". Именно такая диспозиция достаточно просто реали­зуется при использовании ДОТ

Функции управления процессом усво­ения учебного содержания достаточно четко проработаны в теории програм­мированного обучения. Предполагается, что основным требованием к учебному процессу является организация учения и формирование индивидуального опыта деятельности субъекта. Процесс усвоения невозможен без запоминания информа­ции, поскольку память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, а также явля­ется активным компонентом ее перера­ботки [5]. К процессам управления можно отнести повторение, кодирование (вве­дение запоминаемой информации в кон­текст дополнительной, легко извлекаемой информации), представление (запомина­ние вербальной информации с помощью зрительных образов), правила принятия решения, организующие схемы и т.д. [6]. С учетом таких позиций и были разработа­ны учебные модули.

Ординаторы были разделены на не­сколько групп (хирургическая, педиатри­ческая, стоматологическая и т.д.), в сред­нем по 80 человек. К каждой группе был прикреплен куратор - доцент кафедры МПиФ. В обязанности куратора входило обеспечение мониторинга работы ордина­торов путем:

1) контроля с помощью приложения Web Tutor Administrator, которое предо­ставляет информацию о динамике про­хождения курса каждым обучающимся (дата последнего посещения портала, тема модуля, с которым на данный момент ра­ботает ординатор, результаты промежуточ­ного тестирования и др.);

2) переписки по e-mail в Интернете, включающей консультации, контроль вы­полненных работ и выставление оконча­тельной оценки за весь курс.

На изучение курса продолжительно­стью 36 ч отводились 13 рабочих дней, что­бы ординаторы могли проходить обучение в удобное для них время без потерь в кли­нической работе.

Каждый ординатор, зачисленный на дистанционный курс, получил по элек­тронной почте оповещение о начале обу­чения, инструкцию по работе в системе Web Tutor, выполнению заданий и тестиро­ванию, а также адрес электронной почты своего куратора.

Следует отметить, что далеко не все ор­динаторы приступили к работе в соответ­ствие с расписанием. Многие попытались сразу пройти тестирование без изучения модулей, что в целом никому не удалось, так как тестовые задания были ориенти­рованы на знание и понимание информа­ции, содержащейся в модулях. Неудачные попытки фиксировались с помощью Web Tutor Administrator. Кроме того, обучаю­щиеся отмечали низкое качество тестов, например: "Я несколько раз отвечал пра­вильно, но так и не достиг необходимо по­рога прохождения теста". К концу 1-й не­дели все нормализовалось, кураторы стали получать выполненные задания. Итоговая оценка формировалась на основании результатов тестирования, ко­торые фиксировались системой, и оценок за качество выполнения заданий, выставленных преподавателями. На рисунке изо­бражена диаграмма, отражающая итоговые результаты обучения.


Для того чтобы получить объективную оценку качества обучения, мы попросили ординаторов высказать свое мнение по по­воду содержания курса и его организации. Приводим некоторые из них:

- "Дистанционное обучение для меня было интересным опытом - обучалась так впервые. Большим плюсом стало то, что обучаться можно было в сво­бодное время, не отрываясь от про­фильного предмета. Слайд-лекции были довольно информативны, а спе­циальные приложения помогли более качественно ознакомится с предметом. Также понравились проверки усвоения материала в виде текущего контроля, который позволял запомнить ключевые моменты материала. Огромная благо­дарность кураторам курса за то, что помогали и оперативно отвечали на все вопросы. В целом, мои впечатления о курсе положительные, было очень интересно освоить программу и полу­чить новые знания".

- "Весь материал был очень содержа­тельным, интересным и, главное, не нагруженным. Очень интересны блоки по мотивации и личности! Читала всему отделению. Очень полезно для нашей практической деятельности, для работы с пациентами и коллективом. Спасибо вам за такой нужный и инте­ресный курс!".

- "Знания, которые я приобрела благо­даря этому курсу, - это весомый вклад в мое развитие как личности и врача. Я благодарна за хорошую организацию и подготовку этих модулей".

- "Добрый день! мне понравился курс - интересно и легко для восприятия. Большое спасибо!".

Следует отметить, что среди работ, вы­полненных ординаторами, попадались весьма интересные, которые можно было бы использовать для дальнейшего развития этого курса. Обучение проходили бу­дущие врачи-специалисты разных кафедр, и так как одним из требований к домаш­ним заданиям была ориентация на свою специальность, они разработали примеры опорных конспектов для своих пациентов, написали эссе о профилактической дея­тельности в работе врача-специалиста, мо­тивации к здоровому образу жизни, твор­чески дополнили перечень направлений педагогической деятельности врача и др.

Результаты и обсуждение

Реализация дистанционного курса "пе­дагогика" для ординаторов показала, что теоретические курсы для больших групп (более 50 человек) целесообразно предо­ставлять с использованием ДОТ. Такой под­ход имеет большие перспективы. Очевидно, что хороший ординатор прежде всего стре­мится накопить профессиональный кли­нический опыт, он дорожит каждым часом, проведенным в клинике. Мотивация к изу­чению теоретических курсов, не имеющих прямого отношения к его специальности, у ординатора достаточно низкая. Однако в соответствии с Основной профессиональ­ной образовательной программой высшего образования - программой подготовки ка­дров высшего образования в ординатуре по всем специальностям, например, 31.08.67 "хирургия" [7] ординаторы должны прой­ти курсы смежных (общая трудоемкость 8 зачетных единиц - ЗЕ) и фундаменталь­ных дисциплин (общая трудоемкость - 8 ЗЕ). Среди них есть такие дисциплины, как гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций (медицина катастроф), педагогика (педагогические аспекты в деятельности врача), общественное здоровье и здравоохране­ние, микробиология, патология, а также фа­культативные дисциплины: телемедицина, статистика в медицинских исследованиях, юридическая ответственность медицинских работников за профессиональные право­нарушения. Наша задача - повысить моти­вацию и интерес ординаторов к этим очень важным и необходимым дисциплинам, которые прежде всего направлены на фор­мирование личности врача-специалиста, компетентного во всех сферах профес­сиональной деятельности. Такую возмож­ность предоставляют ДОТ, позволяющие использовать в учебном процессе разноо­бразные учебные материалы, содержащие визуальные и вербальные блоки, организо­вать обратную связь (коррекция процесса обучения) и контроль учебной деятельности. Здесь следует отметить, что выявившие­ся в последнее время тенденции перевода большинства педагогических функций в автоматизированный формат (прежде всего тестирование), в том числе в случае дистан­ционного обучения, формализуют процесс обучения и снижают его результативность. Факт достижения компетенций невозмож­но установить путем проведения тестового контроля, достижение компетенции должно быть продемонстрировано, а это возможно только при осуществлении определенной деятельности, предъявлении выполненных работ. Обратная связь должна быть регу­лярной, своевременной, доступной, на­правленной. Поэтому большое значение в организации дистанционного обучения имеют методически правильно разработан­ные учебные модули, и, конечно, особую роль играют преподаватели, подготовлен­ные к выполнению функций управления. Мы полагаем, что при соблюдении этих условий большинство вышеперечисленных дисциплин целесообразно перевести в дис­танционный формат.


Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW (дата обращения: 12.07.2016).

2. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М., Роговская С.И., Ерофеева Л.В. и др. Дистанционное обучение в сис­теме непрерывного медицинского образования: вебинары // Медицинское образование и профессио­нальное развитие. 2012. № 3 (9). С. 57-64.

3. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. C. 131-140.

4. Маль Г. С., Гомзарь С. Е., Соболева А. А. Особенности дистанционного обучения в медицинском вузе // Международ. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С. 120.

5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. М. : Прогресс, 1986. 312 c.

6. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здраво­охранении : монография. М. : Изд-во СГУ, 2007. 367 с.

7. URL: http://www.rudn.ru/files_upload/Ordinatura/2015/2015_OOP/OOP_31.08.7_28.08.15.pdf (дата обра­щения: 18.07.2016).