Опыт внедрения алгоритмизированного виртуального пациента в педагогическую практику по дисциплине "офтальмология"

17 мая 2017

В программу обучения студентов Карагандинского госу­дарственного медицинского университета была внедре­на новая станция оценки клинического мышления по офтальмологии "Виртуальный пациент". Отличительная особенность используемого подхода - применение кон­цепции виртуального пациента. Вместо клинического слу­чая на бумаге во время занятия используется специальная компьютерная программа, позволяющая обучающимся принимать решения по диагностике и лечению пациента и немедленно отслеживать результаты своих действий. При этом получаются разветвленные и множественные ва­рианты лечения и диагностики, в том числе "ошибочные". Заключение. Использование виртуального пациента в про­цессе обучения позволяет приблизиться к реальной ситуа­ции, отработать на практике навыки решения проблем и принятия решения, повысить эффективность и продук­тивность обучения студентов-медиков и слушателей на по­следипломном этапе.


На нынешнем уровне развития меди­цины клиническое мышление пред­ставляет собой способ мышления, осно­ванный на теоретических медицинских концепциях, объясняющий природу бо­лезни, ее клинические проявления и по­зволяющий сформулировать стратегию и тактику диагностики, лечения и профи­лактики. Фундамент клинического мыш­ления - соединение эмпирических наблю­дений и результатов научных исследований в единую концепцию медицинской по­мощи. Так, формирование клиническо­го мышления у будущих врачей является важнейшей задачей образовательного про­цесса, а непосредственное вовлечение сту­дентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса свя­зано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название актив­ные методы обучения.

Активные методы обучения предпо­лагают использование системы методов, направленной главным образом не на из­ложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятель­ное овладение студентами знаний в про­цессе активной познавательной деятельно­сти. Л.С. Выготский ввел в науку понятие уровня актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач [1]. Именно в активной деятельности, направляемой преподавате­лем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, необ­ходимыми для своей профессиональной деятельности, развиваются их творческие способности.

Таким образом, современная систе­ма высшего медицинского образования, основывается на двух основных прин­ципах: компетентностном подходе и ак­тивных методах обучения, реализация которых и является основной целью педа­гогической науки.

В основе высшей медицинской шко­лы лежит академическая триада, вклю­чающая фундаментальное образование, клиническую практику и научные иссле­дования, позволяющая создать предпо­сылки для подготовки качественно ново­го специалиста. Поэтому на первый план при подготовке будущего врача выступает проблемно-ориентированное обучение. Проблемно-ориентированный подход - это инновационный способ реализации компетентностной модели обучения, тре­бующий специальной формы организации познавательной деятельности студента и интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения помогают сформировать у обучающихся интерес к дисциплине, оптимально усвоить рабо­чий материал, развить интеллектуальную самостоятельность, обучить работе в ко­манде, терпимости к чужой точке зрения, установить взаимодействие между учащи­мися, сформировать у студентов мнение, отношение к профессии, профессиональ­ные и жизненные навыки [2].

В Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) впервые внедрение проблемно-ориенти­рованного обучения, или Problem Based Learning (PBL), было начато в 2007 г с приглашения международного эксперта в области медицинского образования - профессора Stuart Mening (Университет Нью-Мексико, США). В современных условиях глобализации общества все отчетливей возникает осо­знание необходимости внедрять иннова­ционные технологии в образовательный процесс. Инновации должны затронуть содержание, структуру и технологию меди­цинского образования. В Государственных программах развития здравоохранения и медицинского и образования Республи­ки Казахстан эти вопросы определены как приоритетные [3, 4]. Внедрение иннова­ций в учебный процесс должно послужить более полному освоению компетенций вы­пускника медицинского вуза, предписан­ных Дублинскими дескрипторами, а также повышению авторитета и конкурентоспо­собности казахстанских специалистов [5]. В результате обучения преподаватели ме­дицинских вузов Казахстана начали актив­но внедрять в учебный процесс элементы PBL. Для реализации этих целей с 2012 г КГМУ является официальным партнером проекта Темпус "Создание Межрегиональ­ной сети национальных центров по медицинскому образованию, направленных на внедрение проблемно-ориентированного обучения и виртуальных пациентов" [2].

Отличительной особенностью ис­пользуемого подхода является приме­нение концепции "виртуального паци­ента". Вместо клинического случая на бумаге во время занятия используется специальная компьютерная программа, позволяющая обучающимся принимать решения по диагностике и лечению па­циента и немедленно отслеживать ре­зультаты своих действий. Случаи полу­чаются, таким образом, разветвленными и допускают множественность вариантов лечения и диагностики, в том числе со­вершения обучающимися ошибок. Это позволяет наряду с получением теоре­тического материала осваивать навыки клинического мышления с самого нача­ла обучения в медицинском вузе, а также прививает обучающимся ответственность за принятие решений и осознание не­обходимости тщательно взвешивать все преимущества и недостатки конкретного решения перед его принятием.

Учитывая специфику глазных болез­ней, цели и задачи изучения офтальмо­логии в системе высшего профессиональ­ного образования и малое количество часов, отведенных на данную дисципли­ну, основной формой обучения студентов дисциплине "офтальмология" является решение алгоритмизированных клиниче­ских задач.

Цель - разработать новый метод фор­мирования клинического мышления у студентов VI курса КГМУ, обучающихся по специальности "общая медицина", по дисциплине "офтальмология" с использо­ванием алгоритмизированного виртуаль­ного пациента и оценить его эффектив­ность.

Материал и методы

Проведено проспективное рандомизиро­ванное исследование на базе кафедры офталь­мологии, оториноларингологии и реа­ниматологии и Центра практических на­выков (ЦПН) КГМУ с января по июнь 2016 г. Для реализации поставленной цели на первом этапе нами была разработана ге­неральная ориентировочная основа (кейс) по дисциплине "офтальмология" для спе­циальности "общая медицина". В основу построения кейса положены цели и задачи изучения дисциплины "офтальмология" сту­дентами, обучающимися по специальности "общая медицина" согласно ГОСО-2006. Так, по специальности "общая медицина" (квалификация - врач) роль клинических дисциплин состоит в обучении студентов: сбору и анализу информации о состоянии здоровья пациента; профессиональному ал­горитму решения практических задач диа­гностики, лечения больных и профилактики заболеваний; навыкам профессионального врачебного поведения и ведению медицин­ской документации (ГОСО 3.07.475-2006, утвержденного Приказом МОН РК от 01.12.2006 № 582).

На втором этапе был создан алгоритм принятия решений по материалам кейса с единственно верной ветвью.

На третьем этапе в зависимости от принятого студеном решения выстраива­лись альтернативные ветви. И в основной, и в альтернативных ветвях студенту пред­лагались результаты офтальмологических, лабораторных или инструментальных ме­тодов исследований либо рекомендации для принятия следующего решения.

На четвертом этапе проводилась адап­тация созданного "виртуального пациен­та" с использованием платформы Open Labyrinth в качестве станции по дисципли­не офтальмология на базе ЦПН КГМУ.

Перед проведением ОСКЭ было про­ведено пилотирование "виртуального па­циента" на 10 студентах для определения времени нахождения студента на станции, возможных форс-мажорных обстоятельств и пути их решения, так было определено, что для прохождения студентом станции достаточно 15 мин.

Для определения эффективности созданной технологии по дисциплине "офтальмология" было проведено анкети­рование студентов VI курса, сдавших экза­мен по новой станции. Данная анкета была подготовлена на кафедре офтальмологии, оториноларингологии и реаниматологии КГМУ для выяснения общего мнения сту­дентов. Анонимное анкетирование про­водилось после завершения экзаменаци­онной сессии, студентам предлагалось ответить на 6 предложенных вопросов. Всем студентам был роздан специальный, заранее разработанный опросник (рис. 1). Участников опроса попросили поставить напротив каждого пункта отметку, соот­ветствующую баллам удовлетворенности.

 

Педагогический эксперимент прово­дили в рамках реального учебного процес­са КГМУ, на VI курсе факультета "общая медицина". В эксперименте участвовали 7 академических групп - 41 студент: 29 юношей, 12 девушек. Все студенты про­ходили экзамен в ЦПН КГМУ по экспе­риментальной технологии. Экспертная оценка проводилась сотрудниками кафе­дры офтальмологии, оториноларингологии и реаниматологии КГМУ по ранее разрабо­танному листу оценки.

Все студенты при подготовке к экзаме­ну были обеспечены одинаковыми источ­никами информации: учебник, муляжи, учебные пособия, компьютерные презен­тации по офтальмологии. Группы были однородны по уровню исходной подготов­ленности.

Результаты

Анкетирование и беседа со студентами VI курса показали положительные тенден­ции по критерию удовлетворенности уча­щихся процессом проверки знаний.

Анкета составлена по закрытому типу: с присутствием вариантов ответов. Респон­денты решали самостоятельно, подписывать свою анкету или оставлять ее анонимной, средний возраст анкетируемых - 22±0,3 лет. При анализе анкетирования было выявлено, что превалирующее большинство студен­тов считают новую станцию более полезной и согласны с тем, что ее необходимо ис­пользовать в процессе обучения. Более того, большая часть опрашиваемых считает, что старую станцию "офтальмоскопия" необхо­димо полностью заменить на новую - "вир­туальный пациент".

Данную форму занятия можно также проводить при самостоятельной работе студента под контролем преподавателя (СРСП) по предмету "офтальмология", на заседаниях студенческого научного круж­ка на кафедре офтальмологии, оторино­ларингологии и реаниматологии, а также в элективном курсе по офтальмологии.

Данные, демонстрирующие общий ха­рактер мнений студентов о станции прак­тических навыков по дисциплине "офталь­мология" приведены на рис. 2.

Из рис. 2 следует, что большинство студентов - 21 (52%) человек - не удо­влетворены используемой на протяжении многих лет станцией объективного струк­турированного клинического экзамена ОСКЭ "офтальмоскопия". И, как показа­но на рис. 3, большинство студентов отдает предпочтение новой станции "Виртуаль­ный пациент" - 39 (95,5%) респондентов.


По данным проведенного анкетиро­вания, 32 студента (78%) отмечают что применение новой алгоритмизированной станции "Виртуальный пациент" моти­вирует к клиническому мышлению для решения представленной задачи, так как задействует интерактивный метод с ви­зуализацией каждого шага и выбора опции для того или иного пути решения постав­ленной задачи. Так 27 (66%) человек со­гласны, что новый формат станции ОСКЭ приносит практическую пользу, 5 (12%)

Заключение

Совершенствование качества подго­товки специалиста-врача заключается не только в улучшении содержания подготов­ки специалиста, но и в совершенствовании форм и методов обучения, организации учебного процесса в соответствии с зако­номерностями процесса усвоения.

Виртуальные пациенты позволяют по­высить доступность и возможность обу­чения студентов-медиков, приближая процесс обучения к вариантам реальной ситуации. В отличие от реальных пациен­тов к моделируемым пациентам можно по­лучить доступ по требованию и бесконечно повторять обучение, исследуя различные варианты и стратегии [6]. Виртуальный пациент может быть сконструирован для решения очень широкого круга задач. С помощью виртуальных пациентов мож­но симулировать редкие или необычные случаи, искусственные пациенты позволяют изучить множество эксперименталь­ных гипотез для интеллектуального моде­лирования. Виртуальные пациенты в виде тематических презентаций и интерактив­ных сценариев предназначены для под­держки обучения навыкам клинического мышления. Такие системы обычно веб-интерфейсовые, они могут задействовать множество мультимедийных элементов с обратной связью. Интерактивность акти­вируется вопросами и задачами для приня­тия решений и т.д. [7].

Таким образом, на базе ЦПН и кафе­дры офтальмологии оториноларингологии и реаниматологии КГМУ впервые была разработана и предложена алгоритмизи­рованная станция "Виртуальный пациент" на платформе Open Labyrinth, проведена оценка эффективности предложенной ме­тодики педагогическим экспериментом и анкетированием студентов. В работе по­казано, что предложенная алгоритмизиро­ванная станция "Виртуальный пациент" по дисциплине "офтальмология" позволяет оптимизировать формирование клиниче­ского мышления и профессиональных ви­дов деятельности у студентов, обучающих­ся по специальности "общая медицина".

Использование виртуальных пациентов в процессе обучения позволяет прибли­зиться к реальной ситуации, отработать на практике навыки решения проблем и при­нятия решения, повысить эффективность и продуктивность обучения студентов-медиков и слушателей на последипломном этапе.


Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс,1996. 536 с.

2. Досмагамбетова Р.С. Проблемно-ориентированное обучение: опыт внедрения в медицинском образо­вании Казахстана // Кто есть Кто в медицине. 2014. № 7 (71). С. 76-77.

3. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты аза стан" на 2011-2015 годы, утвержденная Указом президента Республики Казахстан от 29 ноя­бря 2010 года № 1113. Астана, 2010.

4. Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 авгу­ста 2011 года № 534. Астана, 2011.

5. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / под науч. ред. В.И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.

6. Poulton Т., Conradi E., Kavia S. et al. The replacement of "paper" cases by interactive online virtual patients in problem-based learning // Med. Teach. 2009. Vol. 31, N 8. P. 752-758.

7. Леванович В.В., Суслова Г.А., Гостимский А.В. Роль и место современных образовательных техноло­гий в медицинском вузе // Педиатр. 2013. Т. IV, вып. 4. С. 3-8.