Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача

08 Июля 2019

В статье сформулированы организационно-методические и психологопедагогические проблемы личностно-ориентированной модели образования и работы врача, представлены перспективы их решения. Дано описание такой модели на основе многолетнего опыта кафедр ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Показана роль методов обучения и образовательных технологий, значимых для личностного и профессионального роста будущих и практикующих специалистов. Рассмотрены возможности и ресурсы данной модели в системе высшего медицинского образования.


Внимание государства и общества к проблемам российского здравоохранения обусловливает необходимость воспитания грамотных компетентных специалистов, следующих за новациями и отвечающих вызовам XXI в. Повышение профессиональных требований и реализация личностноориентированного подхода актуализируют потребность медицинских вузов в педагогах, совершенствующих профессиональное мастерство. Лишь такой преподаватель может решить одну из задач Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 94) -осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.

Другая задача означенной государственной программы - создание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организация эффективной системы управления качеством. А управление качеством медицинской помощи должно опираться, в частности, на позитивную мотивацию, личностный и профессиональный рост каждого сотрудника.

Актуальность и социально-экономическая значимость данной задачи имеют огромное значение для отечественного здравоохранения. Создание эффективной системы управления качеством образования будет способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи населению. А качество и эффективность должны стать основными критериями оценки деятельности высшей медицинской школы и системы здравоохранения в целом.

Анализ литературных источников показывает, что российские и зарубежные авторы подробно рассматривают особенности медицинского образования, миссию профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования высшей медицинской школы, формирование различных компетентностей и факторы, препятствующие или способствующие становлению врачебного профессионализма [1-9].

Однако система непрерывного медицинского образования (НМО) и профессионального развития преподавателей медицинских вузов находится в настоящее время в стадии становления. Именно поэтому представляется целесообразным проанализировать особенности организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача.

Цель настоящего исследования - выявление проблем организации личностноориентированной модели образования и работы врача.

Материал и методы

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа и теоретического познания. Эмпирической основой исследования стал курс педагогики и психологии, а также здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО "Московский государственный медикостоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. В исследовании приняли участие 250 человек.

Результаты и обсуждение

По данным анализа психологопедагогической литературы и обобщения существующей медицинской практики, были сформулированы проблемы организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача и намечены перспективы их решения.

Поскольку медицинские науки и педагогические технологии стремительно развиваются, переход от идеи самоценности научного знания к ценностям развития личности становится все более драматичным. Узкая специализация, появление у врачей разносторонних научных интересов, написание диссертационных трудов - все это, как ни парадоксально, может уводить от решения лечебно-диагностических задач. Не менее серьезная трудность - отсутствие простых психолого-педагогических технологий, позволяющих легко освоить ценностно-смысловой, этический и эмоциональный компоненты профессии.

На фоне этих объективных реалий ведущую роль в профессиональном обучении играет собственная активная и осмысленная установка студента-медика и практикующего врача: именно он решается изменять себя в процессе обучения, именно он ставит задачу созидания себя как профессионала. В основе этих изменений лежит освоение средств и способов собственной активности, благодаря которым обучающийся развивает качества и способности, которых у него ранее не было. Среди этих способностей особенно выделяются клиническое мышление, эмоциональный интеллект и нравственно-деонтологическая компетентность. Их взаимовлияние тоже весьма неоднозначно.

По данным специалистов, преимущества личностно-ориентированного образования в вузе таковы: учет индивидуальных особенностей каждого студента (составление индивидуальных образовательных программ и учебных планов); выстраивание студентами собственной индивидуальной образовательной траектории (возможность самообучения и самореализации); индивидуальное планирование и выбор студентом предпочтительных модулей, интересных и полезных именно для него дисциплин; междисциплинарный подход и др. Однако отмечены и недостатки личностно-ориентированного образования: уход от фундаментальности и всеохватности подготовки; увеличение учебной занятости студента и усиление нагрузки на преподавателя; возможное увеличение сроков обучения и пр. [10].

Итак, ядром личностно-ориентированной модели образования и деятельности врача являются самопознание и диалог. Нужно хорошо знать себя, чтобы понять, что и как в самом себе можно и следует изменить. В процессе обучения и работы происходит согласование 2 носителей знания (обучающегося и врача-педагога) как равноправных участников познания. При этом неизбежен взаимообмен, когда и ученики учат учителя.

Указанные особенности делают личностно-ориентированную модель обращенной к человеку. Например, студенты уже не могут быть только потребителями информации, пассивными наблюдателями, но должны думать самостоятельно и превращаются в людей, продуцирующих идеи и знания. Педагог же перестает восприниматься как носитель и передатчик информации, а занимает особую позицию - навигатора и ведущего, заинтересованного в успехе обучающегося. Это разгружает педагога и парадоксальным образом делает его деятельность более эффективной. Хороший педагог может также стать своего рода зеркалом, в котором обучающийся увидит себя самого со всеми своими возможностями.

В рамках личностно-ориентированного подхода студент-медик или практикующий врач занимает активную позицию. Он сам оценивает свою подготовку и работу с точки зрения того, отвечают ли они его потребностям, ведут ли к тому, что он стремится узнать, становятся ли для него ясными те области, которые раньше были неизвестны. Именно эта внутренняя оценка как согласование с самим собой и со своей жизненной перспективой составляет подлинный смысл обучения.

Российские ученые отмечают, что личностно-ориентированная модель образования включает следующие ключевые характеристики. С точки зрения цели это развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры; с точки зрения знаний, умений и навыков - это средство развития личности; с точки зрения основных дидактических средств - это диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность; с точки зрения аксиологической (ценностносмысловой) основы - это потребности и интересы личности; с точки зрения роли преподавателя - это позиционирование его как координатора, консультанта, помощника, организатора (менеджера); с точки зрения получения основных результатов - это повышение уровня личностного развития, учебной самостоятельности, самоопределения и самореализации [11].

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.

В результате определяющими ценностями и смыслами становятся личность и личное достоинство каждого, свободный выбор и ответственность за него, творчество, самопознание и самовыражение, нравственность и смысл профессии. При этом базовая педагогическая стратегия -стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки. Вот тогда содержание и способы деятельности максимально осмыслены, индивидуально значимы и тесно связаны с механизмами профессионального становления личности.

Гуманитаризация и гуманизация - это кредо системы НМО, условия развития творческих возможностей преподавателей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту как субъекту общения-диалога.

В этом случае для преподавателя нормативные документы (программы, стандарты, методики и т.д.) являются не догмами, навязанными администрацией, а своеобразным ориентиром собственной творческой деятельности. Основными критериями эффективности и качества обучения и работы становятся показатели личностного роста студентов и преподавателей. Это проявляется в более осознанном, зрелом и деонтологически грамотном отношении к пациенту. Средства контроля (например, тесты) превращаются в инструмент понимания степени освоения знаний. Упор делается на решение реальных врачебных ситуаций (к примеру, при курации пациентов) или моделируемых, максимально приближенных к жизни (ситуационных, клинических, психологических и медико-деонтологических задач).

Ведущий стиль общения и взаимодействия, характерный для личностноориентированного подхода, базируется на следующих принципах: безусловном принятии партнера по общению; равноправия, правдивости, искренности; открытости в общении; взаимопонимании и сопереживании (эмпатии); сотворчества и сотрудничества.

Личностно-ориентированный подход в соединении с операционально-деятельностным в настоящее время применяется для улучшения качества подготовки будущих специалистов на доклиническом и клиническом этапах, а также на этапе последипломного повышения квалификации. Такой педагогический плюрализм позволяет развивать ведущие основы профессионализма - ценностно-смысловую и операционально-деятельностную (цели, нормы, средства, способы, методы, способности).

Заключение

Особенностями организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача является то, что обучающийся и педагог действуют как субъекты собственного развития, реализуют свой творческий потенциал и участвуют в событийном процессе. Данная модель профессионального развития привлекает свободой выбора и возможностью саморазвития. Это в большей степени соответствует идеям и смыслу НМО, чем традиционные методики обучения.

Совместная деятельность - форма учебного диалога, в котором участники слышат и понимают друг друга. Это отличается от закрытых монологических форм обучения. Совместную деятельность можно организовать специально, но диалог, основанный на подлинном взаимопонимании, специально организовать невозможно. Он возникает спонтанно в ходе лекций и семинаров, когда участники действительно хотят слышать и понимать друг друга. Однако педагог и студент могут прилагать усилия для возникновения и поддержания диалога. Для этого организуют как можно больше разнообразных практических самостоятельных заданий, в процессе которых формируется уникальный собственный и личностно значимый опыт.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в образовании и деятельности медицинских работников призван формировать ключевые компетенции, прежде всего хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде и гуманное милосердное отношение к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. Основной акцент делается на врачебной профессии в целом, а не на конкретной дисциплине (анатомии, патофизиологии, терапии и пр.). Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития обучающихся. А педагог переходит от обычного академического курса и традиционных форм преподавания к разработке новых образовательных программ и учебных планов, соответствующих личностно-ориентированной модели образования и работы врача.


Литература

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. I. 192 с.

3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. II. 244 с.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. 380 с.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б. и др. Врач-педагог в современном мире: опыт и новации : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. Алматы : New book, 2018. 384 с.

6. Зорин К.В., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организация здоровьецентрической и пациент-ориентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127-132.

7. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 103-107.

8. Зинкевич Е.Р. Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце XX - начале XXI века // Человек и образование. 2012. № 2. С. 172-182.

9. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 149-155.

10. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 530-536. URL: https://www.moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 03.02.2019)

11. Бабакова Т.А. Педагогика высшей школы : учебное пособие. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 69-70.


References

1. Lisitsyn Yu.P., Ulumbekova G.E. Public Health and Health Care: Textbook. 3rd ed., rev. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2011: 512 p. (in Russian)

2. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in medicine: Textbook for students of higher medical schools. 3rd ed., rev. and add. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018; (Pt I): 192 p. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in medicine: Textbook for students of higher medical schools. 3rd ed., rev. and add. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018; (Pt II): 244 p. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., et al. Moral and educational activities of the doctor-teacher: history and modernity: Textbook. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSC, 2018: 380 p. (in Russian)

5. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S., Smirnova N.B., et al. Doctor-teacher in the modern world: experience and innovations: Textbook. In: N.D. Yushchuk (ed.). Almaty: New book, 2018: 384 p. (in Russian)

6. Zorin K.V., Toporkov V.A., Gurevich K.G. Organization of health-centric and patient-oriented model of education and the work of a doctor. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 7 (3): 127-32. (in Russian)

7. Zinkevich E.R. The development of pedagogical thinking of doctors-teachers of medical higher institutions in conditions of continuous education. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012; (1): 103-7. (in Russian)

8. Zinkevich E.R. Continuous pedagogical education of teachers in the Russian medical universities at the end of XX - beginning of XXI century. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. 2012; (2): 172-82. (in Russian)

9. Mandrikov V.B., Artyukhina A.I., Chumakov V.I. Continuous pedagogical development of teachers of medical universities: problems, prospects. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 149-55. (in Russian)

10. Liseenko V.I. Features of personality-oriented education in high school: forms of implementation, features, problems. Molodoy uchoniy [Young Scientist]. 2017; (15): 530-6. URL: https:// www.moluch.ru/archive/149/42231/ (date of access February 03, 2019). (in Russian)

11. Babakova T.A. Higher education pedagogy: Textbook. Petrozavodsk: Izdatel’stvo PetrGU, 2009: 69-70. (in Russian)