Возможности технологии Whole slide imaging в медицинском образовании

09 Июля 2019

Активное внедрение цифровых технологий в практическую медицину ведет к пересмотру методологий преподавания различных дисциплин студентам, ординаторам и врачам. Одну из передовых технологий представляет Whole slide imaging (WSI). Эта технология служит одним из основных и перспективных методов междисциплинарной телемедицины. Применение WSI для преподавания позволяет на практике познакомить учащихся с набирающей популярность телемедициной и расширить методические возможности преподавания дисциплин.


Базовые навыки просмотра и анализа микропрепаратов - неотъемлемая часть обучения врачей, биологов и ветеринаров всех специализаций. Более 2 веков для этих целей использовали световой микроскоп. Световая микроскопия (СМ) - классический базовый метод обучения биологии, морфологии, гистологии и патологической анатомии. Как любая технология, СМ имеет свои недостатки. Во-первых, это затраты на подготовку и сохранение архива препаратов. Во-вторых, сложность оценки навыка ориентирования в препарате обучаемого. В-третьих, невозможность одномоментного просмотра несколькими учащимися препарата за микроскопом базовой компоновки и дистанционного обучения. Понимание этих ограничений существует давно. Поиск решений привел к стремительной эволюции просмотра гистологических и цитологических препаратов за последние 100 лет от световой микроскопии цифровой патологии (digital pathology) (рис. 1) [1].


Современные тенденции перехода на цифровые носители привели к появлению в конце XX в. технологии сканирования всего гистологического препарата [2, 3]. С помощью специальных сканеров решена основная проблема телепатологии (telepathology) - получить единый цифровой снимок препарата с возможностью выбрать произвольное увеличение в любой области препарата. Технология получила название Whole slide imaging (WSI, полнослайдовые изображения) [4]. Синоним WSI-технологии - виртуальная микроскопия (virtual microscopy). WSI-технология позволяет полностью имитировать просмотр гистологического/цитологического препарата за световым микроскопом, выводя изображение на монитор, проектор или мобильное устройство. WSI близка, по сути, к уже активно используемому в лучевой диагностике стандарту Digital imaging and communications in medicine (DICOM) [4, 5]. Это позволяет комбинировать методы WSI и DICOM на одной платформе для повышения качества представления обсуждаемого случая во время обучения или консилиума.

Преимущества WSI-технологии в образовании

Внедрение WSI привело к важным изменениям и переосмыслению преподавания гистологии, цитологии и патологии. Это позволило ввести в методологию обучения возможности, которые ранее были недоступны. Основные преимущества WSI кратко приведены в таблице [6].


В литературе все чаще встречаются отчеты медицинских учебных заведений разных стран об использовании WSI [6-16]. Подробно разбираются все возможные варианты использования и технические ограничения.

Студенты отмечают, что работать с WSI им намного проще, чем с СМ [6]. Работа с WSI дает возможность сконцентрироваться на изучении препарата и не тратить время на настройку микроскопа. Компоненты средств просмотра WSI позволяют выводить на один экран окно с обзорным снимком всего препарата, увеличительное стекло и быстрое переключение стандартных объективов без необходимости проверять центрирование объектива (рис. 2). Структуры гистологического или цитологического препарата в любом поле зрения всегда находятся в фокусе, и не требуется корректировка изображения окуляров микроскопа под конкретного учащегося.


При работе студентов на семинарах с гистологическими препаратами часто происходит потеря или поломка предметных стекол. При длительном хранении архивные препараты выцветают [3]. Абсолютным преимуществом WSI перед СМ являются оцифровка и сохранение архива редких демонстрационных препаратов кафедры и/или отделения. Создавая коллекции слайдов разных времен, можно наглядно показать студентам эффект патоморфоза заболеваний.

Кроме того, снижается нагрузка на материально-техническую базу кафедры, так как уже не требуется предоставлять каждому учащемуся отдельный микроскоп с отдельным набором препаратов. Уменьшается потребность в профилактике и ремонте микроскопов. Оснащение учебной комнаты индивидуальными мониторами или персональными компьютерами (ПК) может быть компенсировано одним широкоформатным устройством вывода изображения от ПК преподавателя. Учащиеся в это время могут использовать персональные системы вывода изображения - смартфоны или планшеты. Таким образом реализуется концепция BYOD (bring your own device - принеси собственное устройство) в учебном процессе [17].

WSI-технология позволяет обеспечить учащимся доступ к просмотру гистологических препаратов в любое время и в любом месте, где есть доступ в Интернет. Это позволяет увеличить время изучения препаратов независимо от ограничений расписания и учебного плана. В работе испанских авторов [6] приводится динамика обращения студентов к репозиторию WSI. A. Saco и соавт. отмечают, что максимальные суточные пики просмотров приходятся не только на утреннее (время занятий), но и на вечернее время (самостоятельная работа). Причем в вечернее время просмотров препаратов было больше. Проведенный анализ обращений к WSI-репозиторию перед экзаменом показал, что нагрузка на сервер начинается за неделю до экзамена и достигает пика за 3 дня до экзамена. После этого обращения резко падают. Это крайне полезная информация, позволяющая ИТ-отделу контролировать нагрузку на сервер, предотвращая сбои системы.

Использование WSI для обучения врачей и ординаторов - закономерная ступень эволюции телепатологии/теле-консультации. Все производители оборудования и программного обеспечения для WSI ориентируются в первую очередь на практическое применение и обучение врачей [3, 5, 18, 19]. Накопление материала для обучения врачей значительно проще, чем для обучения студентов. Из общего потока рутинного материала отбираются интересные случаи и архивируются, снабжаются дополненными клиническими данными. Не требуется тщательно подбирать максимально яркие проявления базовых патологических процессов. Минимальными артефактами препарата можно пренебречь. Или наоборот - собирать коллекцию с артефактами для формирования критериев качества препаратов. За короткое время можно собрать коллекцию случаев, посвященных узкой патологии с различными вариантами морфологии и эталонными примерами. Это существенно помогает сократить время на обучение молодого специалиста или сориентировать практикующего врача на новой для него патологии. Особое значение в WSI имеют аннотации к участкам, обладающим основным диагностическим значением. A.F. Marsh и соавт. провели сравнение результатов обучения дерматопатологии, используя сначала учебный материал без аннотаций, а потом с аннотациями. Испытуемые повышали свой результат на 17% в точности диагноза, если во время обучения препараты дополнялись метками и аннотациями [20].

Для улучшения контроля качества обучения можно организовать сбор статистики перемещения по препарату и анализ полученных данных в виде тепловых карт. Анализ того, как студент просматривает препарат, позволяет объективно оценить полученные диагностические навыки и индивидуально оптимизировать процесс обучения.

Отдельно стоит заострить внимание на роли WSI в междисциплинарном общении и обучении. Tumor board (онкологический консилиум) - формат консилиума, когда врачи смежных специальностей (клиницист, морфолог, рентгенолог и т.д.) представляют свою точку зрения на решение проблемы комплексной диагностики [6, 21, 22]. Именно тут становятся незаменимыми технологические платформы WSI и DICOM, позволяющие предоставить доступ одновременно ко всем имеющимся клиническим, лучевым и морфологическим данным на одном экране для специалистов, находящихся в любой точке мира. Подобные решения максимально эффективны для обучения морфологии молодых специалистов клинических специальностей в онкологии, так как они ежедневно сталкиваются с вопросами морфологической верификации биопсийного материала и анализом литературных данных [23]. Совмещение всех цифровых данных о пациенте из разных источников в одном месте привело к внедрению в практику понятий "цифровой случай" (digital case) и "мультдисциплинарная команда" (multidisciplinary team, MDT).

Появление WSI существенно расширило возможности дистанционного образования в морфологии и цитологии [6]. Это особенно актуально при переходе на непрерывное медицинское образование (НМО) в Российской Федерации (РФ). Возможности WSI для удаленного обучения врачей сложно переоценить, учитывая географическую протяженность РФ. Экономия времени и средств на посещение курсов с личным присутствием, возможность обучаться в любом часовом поясе, в любое удобное время, сдавать комплексный экзамен в виде теста и препарата - все это делает WSI-технологию незаменимой в системе НМО.

Еще одно дидактическое применение WSI-технология нашла в публикациях литературы [6, 23, 24]. Размещение в статьях и книгах ссылок на просмотр WSI-препаратов существенно повышает качество подачи материала. Кроме того, текстовые ссылки на слайд намного экономичней, чем цветная печать.

Недостатки WSI-технологии и пути решения проблемы Основной недостаток WSI - относительно высокие первичные расходы на приобретение всей системы [25-27]. Кроме самого сканнера, потребуется сервер с большим объемом жестких дисков, так как слайды в высоком разрешении занимают много места. Например, на один слайд, сделанный с использованием объектива х20, требуется от 700 Мб до 2 Гб. Этот параметр используется для расчета объема жестких дисков сервера. Для качественной работы пользователей нужно высокоскоростное подключение к сети Интернет (для удаленного доступа) или локальная сеть (для работы в учебном заведении). Проектирование и обслуживание такой системы повышает нагрузку на ИТ-отдел [28].

Преодолеть финансовый порог вхождения для учебного учреждения поможет совместное использование оборудования несколькими кафедрами - биологии, морфологии, гистологии, патологической анатомии, лабораторной диагностики и т.д. Некоторые производители WSI предлагают услугу сканирования и архивирования. Другими словами, полностью отпадает необходимость в покупке и обслуживании оборудования. Еще один вариант решения - совместное использование сканне-ров в рамках проектов университетских клиник на базе патологоанатомических отделений.

Самое простое решение снижения порога вхождения для WSI - использование смартфона [29]. Технология получила название "sWSI" (scalable whole slide imaging). Разработчики предлагают использовать камеру смартфона для снимка через объектив и последующей "сшивки" изображений в единый файл программным обеспечением. Однако данное решение больше подходит для небольших лабораторий, нежели для медицинских вузов.

В отдельных работах отмечается, что WSI-технология не учит студентов пользоваться классическим световым микроскопом и затрудняет работу преподавателям в возрасте [10, 11, 30, 31]. Этот довод сомнителен. Во-первых, большинство студентов не столкнутся с ежедневной необходимостью работать за микроскопом после обучения. Во-вторых, более важен навык выявления гистологических закономерностей и маркеров патологии в препарате. В-третьих, разработаны специальные приспособления, позволяющие имитировать работу рукояток перемещения предметного столика, полностью восполняющие навык работы за микроскопом [32].

В любом случае компьютерные классы гораздо более универсальны, чем лаборатории с микроскопами. Все первичные расходы на WSI оправдываются на длинной дистанции, потому что инвестиции в компьютерное оборудование и техническое обслуживание намного ниже, чем затраты на световые микроскопы [11, 12].

Единственным непреодолимым недостатком WSI остается работа со старыми архивными препаратами. Техническое ограничение на размеры предметного стекла порой становится непреодолимым препятствием для сканирования. Такие препараты подлежат фотоархивированию обычной камерой для телепатологии.

Сейчас существует много готовых репозиториев WSI [33, 34]. Их делают университеты, ассоциации, независимые исследователи и разработчики технологии. Основная проблема таких WSI-репозиториев - использование технологии Flash для просмотра. На данный момент Flash перестали поддерживать или не используют полностью большинство производителей операционных систем и интернет-браузеров. Компания Adobe (владелец прав на технологию Flash) объявила об официальном прекращении поддержки данной технологии в 2020 г. [35]. Как поведут себя в этих условиях владельцы существующих учебных коллекций WSI, пока информации нет. Таким образом, любые попытки создавать свои коллекции, используя программное обеспечение производителей сканеров или сторонних разработчиков, выглядят актуальными.

Заключение

WSI пока только дополняет СМ в образовании и практике. Однако исследования возможностей обучения врачей и студентов без СМ ведутся активно. Несмотря на то что СМ десятилетиями была "золотым стандартом" в медицинском и биологическом образовании, внедрение WSI более чем оправдано и необходимо. Стоимость любой новой технологии уменьшается со временем, снижая порог вхождения и обслуживания. Внедрение цифровых технологий и телемедицины в системе врач-врач идет давно и планомерно [36]. В 2017 г. Food and Drug Administration (FDA) разрешила в США использование WSI для рутинной морфологической диагностики биопсийного материала [37, 38]. С 1 января 2018 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 № 242-ФЗ [39]. Когда вслед за новой технологией приходит юридическая база, технология становится стандартом.


Литература

1. What is Digital Pathology? [Электронный ресурс]. URL: https://www.leicabiosystems.com/pathologyleaders/what-is-digital-pathology/ (дата обращения: 04.01.2019)

2. Ремез А.И. и др. Цифровая патология в России: опыт и перспективы // РМЖ. Медицинское обозрение. 2018. № 6. С. 19-21.

3. Pantanowitz L., Farahani N., Parwani A. Whole slide imaging in pathology: advantages, limitations, and emerging perspectives // Pathol. Lab. Med. Int. 2015. Vol. 7. P. 22-23.

4. Higgins C. Applications and challenges of digital pathology and whole slide imaging // Biotech. Histochem. 2015. Vol. 90, N 5. P. 341-347.

5. Prochorec-Sobieszek M. Future perspectives of digital pathology // Nowotwory J. Oncol. 2016. Vol. 66, N 4. P. 277-284.

6. Saco A. et al. Current status of whole-slide imaging in education // Pathobiology. 2016. Vol. 83, N 2-3. P. 79-88.

7. Sağol Ö. et al. Transition to virtual microscopy in medical undergraduate pathology education: first experience of Turkey in Dokuz Eylül University Hospital // Turk. Patoloji Derg. 2015. Vol. 31, N 3. P. 175-180.

8. Fung K.-M. et al. Whole slide images and digital media in pathology education, testing, and practice: the Oklahoma experience // Anal. Cell. Pathol. (Amst.). 2012. Vol. 35, N 1. P. 37-40.

9. Fónyad L. et al. Shifting gears higher - digital slides in graduate education - 4 years experience at Semmelweis University // Diagn. Pathol. 2010. Vol. 5. P. 73.

10. Fonseca F.-P. et al. Transition from glass to digital slide microscopy in the teaching of oral pathology in a Brazilian dental school // Med. Oral Patol. Oral Cir. Bucal. 2015. Vol. 20, N 1. P. 17-22.

11. Braun M.W., Kearns K.D. Improved learning efficiency and increased student collaboration through use of virtual microscopy in the teaching of human pathology // Anat. Sci. Educ. 2008. Vol. 1, N 6. P. 240-246.

12. Boutonnat J. et al. A pilot study in two french medical schools for teaching histology using virtual microscopy1 // Morphologie. 2006. Vol. 90, N 288. P. 21-25.

13. Kayser K. et al. E-education in pathology including certification of e-institutions // Diagn. Pathol. 2011. Vol. 6, suppl. 1. P. S11.

14. Vainer B. et al. Turning microscopy in the medical curriculum digital: experiences from The Faculty of Health and Medical Sciences at University of Copenhagen // J. Pathol. Inform. 2017. Vol. 8. P. 11.

15. Merk M., Knuechel R., Perez-Bouza A. Web-based virtual microscopy at the RWTH Aachen University: didactic concept, methods and analysis of acceptance by the students // Ann. Anat. (Anat. Anzeiger). 2010. Vol. 192, N 6. P. 383-387.

16. Sander B., Golas M.M. HistoViewer: an interactive e-learning platform facilitating group and peer group learning // Anat. Sci. Educ. 2013. Vol. 6, N 3. P. 182-190.

17. Иванченко Д.А., Хмельков И.А. Перспективы использования принципов BYOD в высших учебных заведениях // Ученые записки ИСГЗ. 2013. Т. 11, № 1-1. С. 132-137.

18. Shin D. et al. PathEdEx - uncovering high-explanatory visual diagnostics heuristics using digital pathology and multiscale gaze data // J. Pathol. Inform. 2017. Vol. 8, N 1. P. 29.

19. Hamilton P.W., Wang Y., McCullough S.J. Virtual microscopy and digital pathology in training and education // APMIS. 2012. Vol. 120, N 4. P. 305-315.

20. Marsch A.F. et al. The effectiveness of annotated (vs non-annotated) digital pathology slides as a teaching tool during dermatology and pathology residencies. // J. Cutan. Pathol. 2014. Vol. 41, N 6. P. 513-518.

21. Chen Z.W. et al. Web-based oil immersion whole slide imaging increases efficiency and clinical team satisfaction in hematopathology tumor board // J. Pathol. Inform. 2014. Vol. 5, N 1. P. 41.

22. Onega T. et al. Use of digital whole slide imaging in dermatopathology // J. Digit. Imaging. 2016. Vol. 29, N 2. P. 243-253.

23. Pantanowitz L. et al. Whole slide imaging for educational purposes // J. Pathol. Inform. 2012. Vol. 3, N 1. P. 46.

24. Yin F. et al. Educational value of digital whole slides accompanying published online pathology journal articles: a multi-institutional study // Arch. Pathol. Lab. Med. 2016. Vol. 140, N 7. P. 694-697.

25. Foster K. Medical education in the digital age: digital whole slide imaging as an e-learning tool // J. Pathol. Inform. 2010. Vol. 1, N 1. P. 14.

26. Paulsen F.P., Eichhorn M., Bräuer L. Virtual microscopy - the future of teaching histology in the medical curriculum? // Ann. Anat. (Anat. Anzeiger). 2010. Vol. 192, N 6. P. 378-382.

27. Williams B.J. et al. Digital pathology access and usage in the UK: results from a national survey on behalf of the National Cancer Research Institute’s CM-Path initiative // J. Clin. Pathol. 2018. Vol. 71, N 5. P. 463-466.

28. Al-Janabi S., Huisman A., Van Diest P.J. Digital pathology: current status and future perspectives // Histopathology. 2012. Vol. 61, N 1. P. 1-9.

29. Huang Y.-N. et al. Development of whole slide imaging on smartphones and evaluation with ThinPrep Cytology Test Samples: follow-up study // JMIR mHealth uHealth. 2018. Vol. 6, N 4. P. 82.

30. Kumar R.K. et al. Virtual microscopy for learning and assessment in pathology // J. Pathol. 2004. Vol. 204, N 5. P. 613-618.

31. Pfeifer J.D. Whole Slide Imaging: Efficiencies and Cost [Электронный ресурс]. URL: http://uscapknowledgehub.org/site~/100th/pdf/companion06h05.pdf. (дата обращения: 04.01.2019)

32. SlideDriver 3DHistech [Электронный ресурс]. URL: https://www.3dhistech.com/slidedriver. (дата обращения: 04.01.2019)

33. Whole Slide Imaging Repository [Электронный ресурс]. URL: https://digitalpathologyassociation.org/whole-slide-imaging-repository (дата обращения: 04.01.2019).

34. Rossner M. и др. [Pathowiki. A free expert database for pathology] // Pathologe. 2012. Vol. 33, № 2. P. 124-128.

35. Flash & The Future of Interactive Content [Электронный ресурс]. URL: https://theblog.adobe.com/adobe-flash-update/ (дата обращения: 04.01.2019)

36. Владзимирский А.В. Телемедицина: curatio sine tempora et distantia. М. : Aegitas, 2016. 663 с.

37. Boyce B.F. An update on the validation of whole slide imaging systems following FDA approval of a system for a routine pathology diagnostic service in the United States // Biotech. Histochem. 2017. Vol. 92, N 6. P. 381-389.

38. IntelliSite Pathology Solution (PIPS, Philips Medical Systems) [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.fda.gov/Drugs/InformationOnDrugs/ApprovedDrugs/ucm553358.htm. (дата обращения: 04.01.2019)

39. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://rg.ru/2017/08/04/zdorovie-dok.html. (дата обращения: 04.01.2019)


References

1. What is Digital Pathology? [Electronic Resource]. URL: https://www.leicabiosystems.com/pathologyleaders/what-is-digital-pathology/ (date of access January 4, 2019)

2. Remez A.I., Zhuravlev A.S., Fattakhov A.O., Pavlova V.A. Digital pathology in Russia: experience and perspectives. RMZH. Medicinskoe obozrenie [RMJ. Medical Review]. 2018; (6): 19-21. (in Russian)

3. Pantanowitz L., Farahani N., Parwani A. Whole slide imaging in pathology: advantages, limitations, and emerging perspectives. Pathol Lab Med Int. 2015; 7: 22-3.

4. Higgins C. Applications and challenges of digital pathology and whole slide imaging. Biotech Histochem. 2015; 90 (5): 341-7.

5. Prochorec-Sobieszek M. Future perspectives of digital pathology. Nowotwory J Oncol. 2016; 66 (4): 277-84.

6. Saco A., Bombi J.A., Garcia A., Ramírez J., et al. Current status of whole-slide imaging in education. Pathobiology. 2016; 83 (2-3): 79-88.

7. Sağol Ö., Yörükoğlu K., Lebe B., Durak M.G., et al. Transition to virtual microscopy in medical undergraduate pathology education: first experience of Turkey in Dokuz Eylül University Hospital. Turk Patoloji Derg. 2015; 31 (3): 175-80.

8. Fung K.-M., Hassell L.A., Talbert M.L., Wiechmann A.F., et al. Whole slide images and digital media in pathology education, testing, and practice: the Oklahoma experience. Anal Cell Pathol (Amst). 2012; 35(1): 37-40.

9. Fónyad L., Gerely L., Cserneky M., Molnár B., et al. Shifting gears higher - digital slides in graduate education - 4 years experience at Semmelweis University. Diagn Pathol. 2010; 5: 73.

10. Fonseca F.-P., Santos-Silva A.-R., Lopes M.-A., Almeida O.-P. de, et al. Transition from glass to digital slide microscopy in the teaching of oral pathology in a Brazilian dental school. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2015; 20 (1): 17-22.

11. Braun M.W., Kearns K.D. Improved learning efficiency and increased student collaboration through use of virtual microscopy in the teaching of human pathology. Anat Sci Educ. 2008; 1 (6): 240-6.

12. Boutonnat J., Paulin C., Faure C., Colle P.E., et al. A pilot study in two french medical schools for teaching histology using virtual microscopy1. Morphologie. 2006; 90 (288): 21-5.

13. Kayser K., Ogilvie R., Borkenfeld S., Kayser G. E-education in pathology including certification of e-institutions. Diagn Pathol. 2011; 6 (suppl 1): 11.

14. Vainer B., Mortensen N.W., Poulsen S.S., Sorensen A.H., et al. Turning microscopy in the medical curriculum digital: experiences from The Faculty of Health and Medical Sciences at University of Copenhagen. J Pathol Inform. 2017;8:11.

15. Merk M., Knuechel R., Perez-Bouza A. Web-based virtual microscopy at the RWTH Aachen University: didactic concept, methods and analysis of acceptance by the students. Ann Anat (Anat Anzeiger). 2010; 192 (6): 383-7.

16. Sander B., Golas M.M. HistoViewer: an interactive e-learning platform facilitating group and peer group learning. Anat Sci Educ. 2013; 6 (3): 182-90.

17. Ivanchenko D.A., Hmelkov I.A. Prospects for the use of the principles byod in higher education. Uchenye zapiski ISGZ [Scientific Notes of ISHK]. 2013; 11 (1-1): 132-7. (in Russian)

18. Shin D., Kovalenko M., Ersoy I., Li Y., et al. PathEdEx - uncovering high-explanatory visual diagnostics heuristics using digital pathology and multiscale gaze data. J Pathol Inform. 2017; 8 (1): 29.

19. Hamilton P.W., Wang Y., McCullough S.J. Virtual microscopy and digital pathology in training and education. APMIS. 2012; 120 (4): 305-15.

20. Marsch A.F., Espiritu B., Groth J., Hutchens K.A. The effectiveness of annotated (vs non-annotated) digital pathology slides as a teaching tool during dermatology and pathology residencies. J Cutan Pathol. 2014; 41 (6): 513-8.

21. Chen Z.W., Kohan J., Perkins S.L., Hussong J.W., et al. Web-based oil immersion whole slide imaging increases efficiency and clinical team satisfaction in hematopathology tumor board. J Pathol Inform. 2014; 5 (1): 41.

22. Onega T., Reisch L.M., Frederick P.D., Geller B.M., et al. Use of digital whole slide imaging in dermatopathology. J Digit Imaging. 2016; 29 (2): 243-53.

23. Pantanowitz L., Szymas J., Wilbur D., Yagi Y. Whole slide imaging for educational purposes. J Pathol Inform. 2012; 3 (1): 46.

24. Yin F., Han G., Bui M.M., Gibbs J., et al. Educational value of digital whole slides accompanying published online pathology journal articles: a multi-institutional study. Arch Pathol Lab Med. 2016; 140 (7): 694-7.

25. Foster K. Medical education in the digital age: digital whole slide imaging as an e-learning tool. J Pathol Inform. 2010; 1 (1): 14.

26. Paulsen F.P., Eichhorn M., Bräuer L. Virtual microscopy - the future of teaching histology in the medical curriculum? Ann Anat (Anat Anzeiger). 2010; 192 (6): 378-82.

27. Williams B.J., Lee J., Oien K.A., Treanor D. Digital pathology access and usage in the UK: results from a national survey on behalf of the National Cancer Research Institute’s CM-Path initiative. J Clin Pathol. 2018; 71 (5): 463-6.

28. Al-Janabi S., Huisman A., Van Diest P.J. Digital pathology: current status and future perspectives. Histopathology. 2012; 61 (1): 1-9.

29. Huang Y.-N., Peng X.-C., Ma S., Yu H., et al. Development of whole slide imaging on smartphones and evaluation with ThinPrep Cytology Test Samples: follow-up study. JMIR mHealth uHealth. 2018; 6 (4): e82.

30. Kumar R.K., Velan G.M., Korell S.O., Kandara M., et al. Virtual microscopy for learning and assessment in pathology. J Pathol. 2004; 204 (5): 613-8.

31. Pfeifer J.D. Whole Slide Imaging: Efficiencies and Cost [Electronic Resource]. URL: http://uscapknowledgehub.org/site~/100th/pdf/companion06h05.pdf. (date of access January 4, 2019)

32. SlideDriver 3DHistech [Electronic Resource]. URL: https://www.3dhistech.com/slidedriver. (date of access January 4, 2019)

33. Whole Slide Imaging Repository [Electronic Resource]. URL: https://digitalpathologyassociation.org/whole-slide-imaging-repository. (date of access January 4, 2019)

34. Rossner M., Rossner F., Zwönitzer R., Süss T., et al. [A free expert database for pathology]. Pathologe. 2012; 33 (2): 124-8.

35. Flash & The Future of Interactive Content [Electronic Resource]. URL: https://theblog.adobe.com/adobe-flash-update/ (date of acess January 4, 2019)

36. Vladzimirsky A. V. Telemedicine: curatio sine tempora et distantia. Moscow: Aegitas; 2016: 663 p. (in Russian)

37. Boyce B.F. An update on the validation of whole slide imaging systems following FDA approval of a system for a routine pathology diagnostic service in the United States. Biotech Histochem. 2017; 92 (6): 381-9.

38. IntelliSite Pathology Solution (PIPS, Philips Medical Systems) [Electronic Resource]. 2017. URL: https://www.fda.gov/Drugs/InformationOnDrugs/ApprovedDrugs/ucm553358.htm. (date of acess January 4, 2019)

39. The Federal law of July 29, 2017 No. 242-FZ "About modification of separate legal acts of the Russian Federation concerning application of information technologies in the field of health protection" [Electronic Resource]. 2017. URL: https://rg.ru/2017/08/04/zdorovie-dok.html. (date of acess January 4, 2019) (in Russian)