Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей
Медицинское образование имеет существенную специфику, связанную со значительными интеллектуальными усилиями, необходимостью овладения большими объемами базовой информации, не связанной с логическими рассуждениями и построениями, облегчающими запоминание. У студентов старших курсов происходит интенсивное углубление представлений о будущей специальности, ее особенностях и проблемных сторонах. Избыточные интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки могут усугублять прочие факторы, негативно влияющие на эффективность обучения и в конечном счете на успешность овладения профессией.
К ключевым факторам, влияющим на академическую успеваемость студентов высших учебных заведений и успешность обучения в целом, относят состояние здоровья и мотивацию к обучению. Состояние здоровья, острые и хронические заболевания, травматизм непосредственно влияют на физическую и психологическую готовность учащихся к эффективному восприятию образовательного процесса [1, 2]. Между тем уровень хронической висцеральной патологии у студентов очень высок и достигает, по некоторым данным, 48-65% [3, 4]. Многочисленные исследования причин заболеваемости студентов показывают, что в большинстве случаев она обусловлена рядом социально-экономических, бытовых, организационных, экологических и иных факторов [5, 6]. В качестве предикторов снижения эффективности обучения и академической успеваемости часто фигурируют нерациональный режим и характер питания, низкая доступность медицинской помощи, неудовлетворительные условия проживания и обучения [7-9]. Более половины студентов не отрицают наличия вредных привычек, а регулярно занимаются спортом и физической культурой менее 1/3.
Одновременно многие авторы обращают внимание на то обстоятельство, что при оценке влияния заболеваемости и общего состояния здоровья на успеваемость объективное состояние здоровья и его субъективное восприятие учащимися по умолчанию считаются жестко взаимосвязанными. Подразумевается, что любая соматическая патология, сопровождающаяся соответствующей симптоматикой, ухудшает самочувствие, определяет снижение КЖСЗ, выводит из зоны физического и психологического комфорта. Однако ряд исследователей обращают внимание на то, что хроническая соматическая патология, особенно у лиц молодого возраста, далеко не всегда сопровождается ухудшением самочувствия, а самооценка КЖСЗ может быть отдельным независимым фактором, влияющим на поведенческую активность в образовательном процессе [10, 11]. Иными словами, на эффективность восприятия учебного материала влияет не только и не столько номинальное состояние здоровья, сколько его субъективная самооценка студентом [12]. В то же время КЖСЗ и его влияние на образовательный процесс в текущей научной литературе освещены недостаточно и фрагментарно [13, 14].
Достаточная рациональная мотивация к образовательному процессу является важным фактором его эффективности и достижения искомого результата. Однако исследования мотивов, приводящих к формированию оптимального поведенческого рисунка, направленного на достижение конечной цели - получение.
Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей высшего профессионального образования, - в текущей литературе также недостаточны.
Исследование влияния объективного состояния и субъективных представлений о состоянии здоровья, а также мотивации поведения в отношении приобретения профессиональных навыков могли бы внести важный вклад в понимание процессов формирования успешных образовательных стратегий у студентов. Однако эта задача невыполнима без учета комплексного воздействия всех факторов, влияющих на процесс и успешность обучения в целом. Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована следующая цель исследования - провести сравнительный анализ взаимовлияния качества жизни, мотивации к обучению, профессионального выгорания и успешности обучения у студентов старших курсов медицинских направлений.
Материал и методы
В соответствии с протоколом исследования с 01.02.2017 по 01.05.2018 в Школе биомедицины ФГБОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России был проведен стратифицированный по гендерному признаку отбор 394 студентов IV-VI курсов [203 (51,6%) женщины, 191 (48,4%) мужчина, средний возраст - 22,3 года]. Средняя частота отклика составила 93,3%. Демографические и социально-экономические характеристики студентов и их распределение по специальностям представлены в табл. 1.
Критерии исключения: академический отпуск, академическая задолженность на текущем курсе, второе высшее образование.
Информация о демографических характеристиках, социально-бытовых условиях обучения и проживания, заболеваемости была собрана с использованием комплексной анкеты самооценки социально-экономического и медицинского статуса студента вуза; амбулаторной карты больного, получающего помощь в амбулаторных условиях (форма 025/у); журнала учета приема больных, которым предоставлен лечебный отпуск (форма 001-1/у); врачебно-контрольной карты диспансерного наблюдения (форма 062/у). Самооценка КЖСЗ проведена по международной анкете "Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем, MOS SF-36" (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). При выборе оптимального для данного исследования инструмента мы принимали во внимание валидизацию вопросника в Российской Федерации, широкий спектр изучаемых переменных, характеризующих КЖСЗ (включая социальные, психологические и физические характеристики); отсутствие узкоспециализированных доменов (например, изучение фертильности), адекватность возрастному диапазону обследуемых [12-15]. Вопросник MOS SF-36 краток, имеет удобные для восприятия и понимания неподготовленными респондентами шкалы, авторы избегают акцентуации внимания на направлениях, специфичных для определенных заболеваний. MOS SF-36 содержит 8 блоков, которые группируются в 2 основные шкалы - физическое и психическое здоровье (ФЗ, ПЗ). К 1-й шкале относятся домены: физическое функционирование (ФФ), ролевое функционирование (РФ), соматическая боль (СБ), общее самочувствие (ОС); ко 2-й: жизнестойкость (ЖС), социальное функционирование (СФ), эмоциональный статус (ЭС), психологический комфорт (ПК). Возможная оценка в каждой из шкал варьирует от 0 до 100 баллов, где 100 означает максимально позитивный ответ.
Шкала академической мотивации (Гордеева модификация шкалы Валлеранда) была использована для оценки поведенческой мотивации в отношении образовательного процесса. Шкала содержит 16 вопросов, максимально позитивный ответ оценивается в 5 баллов. По вопроснику К. Маслач и С. Джексон (с дополнениями Н.Е. Водопьяновой) мы изучали профессиональное выгорание старшекурсников. Шкала содержит 22 вопроса, максимально позитивный ответ оценивается в 6 баллов. Вопросник содержит субшкалы: эмоциональное истощение (максимум 54 балла), деперсонализации (30 баллов), редукции персональных достижений (48 баллов).
Корреляционный анализ взаимосвязи композитных (усредненных) оценок физического и психического здоровья с каждой соответствующей одномерной оценкой этих блоков был проведен для определения возможности исследования суммарного влияния КЖСЗ на успеваемость и взаимовлияние КЖСЗ с другими факторами. Процедура вычисления композитных оценок была аналогична оценке единиц взвешенных коэффициентов. При удельном взвешивании многомерных конструкций и формировании базовых композитных оценок достоверно усиливается стабильность результатов по независимым выборкам, что дает возможность повысить адекватность интерпретации [16].
При расчете объема выборочной совокупности были приняты доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%. Достоверность различий оценивалась с использованием двустороннего анализа дисперсии (ANOVA). Взаимосвязь факторов влияния оценивалась по коэффициенту корреляции Спирмена. Методом взвешенных наименьших квадратов проводился регрессионный анализ для выявления взаимосвязей показателей КЖСЗ, переменных мотивации, успеваемости и выгорания, а также ряда социально-экономических и демографических параметров.
Тест Вальда использовался для проверки на ограничения отсутствующих параметров. Статистический анализ проведен с использованием прикладной программы Statistica 6.0.
Результаты
Всего в 28 (7,1%) анкетах из-за допущенных ошибок либо из-за отказа респондентов мы не получили полных ответов. В 19 (4,8%) случаях студенты не ответили на вопрос о личном индивидуальном и/или семейном доходе, еще в 7 (1,8%) случаях мы не получили ответ на вопрос о наличии вредных привычек, в 2 случаях при ответах на вопросы были допущены технические ошибки. Влияние недостающей информации на сравнение между группами, согласно тесту Вальда, оказалось недостоверно.
В процессе анализа гендерных различий мы не выявили достоверных диспропорций между тождественными параметрами, за исключением интенсивности курения и занятий спортом (оба параметра оказались выше у студентов-мужчин с р<0,05).
Самооценка физического и психического здоровья студентов медицинских направлений, обучающихся на старших курсах, в графическом виде представлена на рис. 1.
Согласно полученным данным, ролевое функционирование студентов оказалось существенно ниже нормы (39,2 балла), психологический комфорт, эмоциональный статус и самочувствие студенты также оценивали сравнительно невысоко - соответственно в 52,4; 49,8 и 51,3 балла. Однако большинство студентов отметили отсутствие соматической боли, высокий уровень жизнестойкости и социального функционирования (60,6; 58,5).
Суммарные показатели самооценки физического и психического здоровья оказались в пределах нормы и достоверно не отличались друг от друга (54,8/55,3; р>0,05). Общая композитная оценка КЖСЗ составила 55,1 балла.
В табл. 2 приведены результаты исследования успеваемости, академической успеваемости и профессионального выгорания у студентов-медиков старших курсов. Средняя успеваемость составила 4,1-4,5 балла, самооценка академической мотивации - 50,6-59,4 балла, уровень профессионального выгорания - 27,7-40,3 балла. Уровень различий между показателями среди студентов разных направлений оказался статистически недостоверным (р>0,05).
На рис. 2 в графическом виде представлены коэффициенты корреляции композитной (обобщенной) оценки КЖСЗ с каждой одномерной оценкой физического и психического состояния студентов. Как видно из представленного материала, связь каждой отдельной оценки и суммарного уровня КЖСЗ находится в пределах диапазона r=0,58-0,92 (р<0,05 во всех случаях). Таким образом, композитная оценка КЖСЗ является валидным индикатором состояния здоровья с учетом вклада каждого отдельно взятого изучаемого параметра.
При анализе корреляции нулевого уровня (табл. 3) было установлено, что КЖСЗ наиболее сильно взаимосвязано с качеством питания (0,63; р<0,01), академической успеваемостью (0,61; р<0,01), мотивацией к обучению (0,45; р<0,05), индексом коморбидности (-0,41; р<0,05). Самооценка КЖСЗ оказалась слабо связана с условиями проживания (0,31; р<0,05) и профессиональным выгоранием (0,29; р<0,01). В то же время связь КЖСЗ с возрастом, уровнем доходов, вредными привычками, активными занятиями спортом оказалась низкой.
Мы также обнаружили, что уровень дохода сильно взаимосвязан с качеством питания (0,67; р<0,05) и условиями проживания (0,39; р<0,05), а условия проживания - с занятиями физической культурой и спортом (0,49; р<0,01), индексом комор-бидности (0,39; р<0,05), успеваемостью (0,37; р<0,05). Кроме того, в исследуемой выборке индекс коморбидности коррелировал с качеством питания (0,42; р<0,05), успеваемостью (-0,56; р<0,05) и мотивацией к обучению (0,39; р<0,05), наличием вредных привычек (0,33; р<0,05). Была обнаружена также средней степени взаимосвязь занятий спортом с успеваемостью (0,38; р<0,05), профессиональным выгоранием (-0,32; р<0,05), наличием вредных привычек (-0,37; р<0,05). Академическая мотивация жестко коррелировала с успеваемостью (0,72; р<0,01) и профессиональным выгоранием (-0,61; р<0,05).
Обсуждение
Исследование было направлено на выявление взаимосвязи КЖСЗ с академической успеваемостью, мотивированностью к учебе, профессиональным выгоранием на фоне влияния других социально-экономических, демографических и поведенческих факторов.
При сравнении параметров социально-экономического статуса разных групп мы выяснили, что между их значениями нет достоверных различий. Это позволило в дальнейшем анализировать их значимость и взаимосвязь с КЖСЗ, а также с успеваемостью и профессиональным выгоранием для всей выборки в целом, без дробления на подгруппы. Полученные данные хорошо согласовались с результатами других авторов, исследовавших социально-экономический и демографический статус студентов медицинских направлений [18-19].
Анализ взаимосвязи композитной оценки КЖСЗ, суммарных показателей физического и психологического статуса и отдельных доменов позволил установить, что усредненный показатель КЖСЗ коррелирует с ними в пределах r=0,58-0,92 (р<0,05), поэтому для рационального упрощения модели регрессии мы использовали усредненную композитную оценку КЖСЗ, валидно отражающую весь спектр маркеров качества жизни. Подобный подход использовался ранее другими авторами при решении сходных задач [10, 12, 13].
К наиболее интересным и значимым результатам, полученным по итогам исследования, на наш взгляд, можно отнести обнаружение взаимосвязи среднего уровня КЖСЗ с академической успеваемостью (0,61; р<0,01), качеством питания (0,63; р<0,01), мотивацией к обучению (0,45; р<0,05), индексом коморбидности (-0,41; р<0,05).
Если корреляция между показателем КЖСЗ и качеством питания, а также индексом коморбидности описывалась ранее [7, 9, 11], то взаимосвязь качества жизни с академической успеваемостью и мотивацией к обучению у студентов-медиков старших курсов было описано нами впервые. Возможно, объяснение этих взаимосвязей лежит в плоскости психоэмоциональных реакций студентов на ухудшение самочувствия при реальных или мнимых патологических состояниях. В то же время мы обнаружили лишь слабую взаимосвязь КЖСЗ с занятиями спортом и наличием вредных привычек, о чем ранее сообщали другие авторы. Это может быть связано с относительно небольшим распространением вредных привычек среди старшекурсников медицинского профиля и соответственно недостаточным числом случаев для корректного сравнения с показателем качества жизни.
Мы также обнаружили, что академическая успеваемость, помимо КЖСЗ, жестко связана с мотивацией к обучению (0,72; р<0,01), а также имеет средней степени взаимосвязь с индексом коморбидности (-0,56; р<0,01), условиями проживания (0,37; р<0,05) и занятиями спортом (0,38; р<0,05). Если положительное влияние сильной мотивации к обучению и негативное - к заболеваемости закономерно и не нуждается в интерпретации, то влияние спорта и условий проживания на успеваемость у старшекурсников медицинского профиля неочевидно и не обсуждалось в литературе. Возможно, высокий уровень физической активности стимулирует вегетативную регуляцию, дисциплинирует студента и в конечном счете повышает когнитивные возможности, что приводит к повышению успеваемости. В свою очередь комфортные бытовые условия также позволяют высвободить дополнительное время на обучение, что способствует его успешности.
Мотивация к обучению, как оказалось, наиболее сильно коррелировала, помимо КЖСЗ, с уровнем заболеваемости, которая выступала отвлекающим, раздражающим, дезорганизующим фактором, что вполне закономерно. Этот результат подтверждает более ранние исследования взаимовлияния мотивации к обучению и заболеваемости, предпринятые у студентов других специальностей [3, 5, 13]. Одновременно была отмечена высокая степень отрицательной взаимосвязи мотивации и профессионального выгорания (0,61; р<0,01).
К ограничениям данного исследования следует отнести относительно небольшой диапазон изученных социально-экономических и демографических факторов, влияющих на успеваемость, одновременно с КЖСЖ и индексом коморбидности. Мы также не сопоставили эти факторы у студентов младших и старших курсов медицинских специальностей. Эти вопросы стали предметом дальнейших исследований.
Результаты этой работы могут быть использованы при разработке здоровьесберегающих программ и технологий, а также при прогнозе академической успеваемости и приверженности избранной профессии у студентов медицинских университетов.
Выводы
- Социально-экономические и демографические, а также поведенческие характеристики и заболеваемость у студентов медицинских специальностей разных направлений статистически однородны.
- Композитная суммарная самооценка качества жизни студентов старших курсов медицинских специальностей достоверно взаимосвязана с оценкой психического и физического статуса и каждого домена КЖСЗ и может быть использована как универсальный индикатор состояния КЖСЗ при сопоставлении с другими факторами влияния на эффективность обучения.
- Суммарная композитная оценка КЖСЗ студентов старших курсов медицинских направлений составляет 55,1 балла, что соответствует нижнему квартилю диапазона нормальных оценок. Самооценка физического статуса равна 54,8 балла, психического статуса - 55,3 балла, что также соответствует норме.
- У студентов старших курсов медицинских специальностей отмечаются высокий уровень мотивации к обучению (50,6-59,4 балла) и низкий средний балл профессионального выгорания (27,7-40,3). Средний уровень успеваемости составляет 4,1-4,5 балла по итогам 2 сессий.
- КЖСЗ студентов старших курсов медицинских направлений сильно взаимосвязано с академической успеваемостью (0,61; р<0,01), качеством питания (0,63; р<0,01), мотивацией к обучению (0,45; р<0,05), индексом коморбидности (-0,41; р<0,05).
Уровень академической успеваемости, кроме того, оказался жестко связан с мотивацией к обучению (0,72; р<0,01). В свою очередь уровень мотивации сильно коррелировал с уровнем заболеваемости. Одновременно была отмечена высокая степень отрицательной взаимосвязи мотивации и профессионального выгорания (0,61; р<0,01).
Литература
- Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов // Синергия наук. 2018. № 19. С. 925-929.
- Загородников А.Г., Попов В.И., Загородников Г.Г., Горичный В.А. Взаимосвязь общей заболеваемости с успешностью обучения курсантов различных соматотипов // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2014. № 4 (48). С. 182-184.
- Били-Лазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 192.
- Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.
- Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.
- Артеменков А.А. Комплексная программа оздоровления студентов с дезадаптивными расстройствами // Рос. мед. журн. 2017. № 3. С. 142-147.
- Николаева Н.И., Порфирьева Т.И., Гуменюк В.И. Неблагоприятные факторы образовательного пространства // Здравоохр. Рос. Федерации. 2011. № 1. С. 28-31.
- Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов // Гиг. и сан. 2017. № 1. С. 79-84.
- Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Пробл. соц. гиг. и история мед. 2017. № 5. С. 281-285.
- Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю. и др. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы "Здоровьесбережение" // Вестн. ТГУ. 2009. № 6 (74). С. 149-153.
- Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния // Ученые записки. 2014. № 4 (110). С. 24-28.
- Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей // Гиг. и сан. 2016. № 6. С. 577-581.
- Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья // Земской врач. 2014. № 2 (23). С. 41-44.
- Gabrielsen L.E., Abildsnes E., Stea T.H., Omfjord C.S. et al. Exploring the relationship between physical activity, life goals and health-related quality of life among high school students: a cross-sectional study // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. P. 709.
- Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология качества жизни студентов // Гиг. и сан. 2016. № 9. С. 879-887.
- Figueredo A.J., McKnight P.E., McKnight K.M., Sidani S. Multivariate modeling of missing data within and across assessment waves // Addiction. 2000. Vol. 95, suppl. 3. P. S361-S380.
- Шайдакова Н.В. Демонстративное потребление молодежи из семей с разным социально-экономическим статусом // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 22-30.
- Герцик Ю.Г. Социально-экономические основы государственной политики по сохранению и укреплению здоровья молодежи в высших учебных заведениях // Вестн. восстановительной медицины. 2016. № 1. С. 10-13.
- Негашева М.А. Влияние социально-экономических факторов на морфологические параметры студенческой молодежи Москвы и области // Экология человека. 2007. № 1. С. 60-63.