К вопросу преподавания медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни студентам медицинских университетов

06 октября 2021
«Угроза и глобальное бремя неинфекционных заболеваний представляют собой серьезную проблему для общественного здравоохранения, которая подрывает социальное и экономическое развитие во всем мире и, в частности, приводит к росту различий между странами и внутри населения» [1]. Это обусловливает тенденции широкого применения превентивной медицины и внедрения здоровьесберегающих технологий. В современной мировой научной литературе накоплено большое количество исследований и практических рекомендаций по проведению профилактических медицинских и немедицинских мероприятий различных видов и уровней. Меры по оздоровлению населения способствуют его активному долголетию и активизируют познавательную деятельность людей в области сохранения здоровья [1–3]. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ ст. 4 п. 8 определен «приоритет профилактики в сфере охраны здоровья» [4]. Профилактика в настоящее время рассматривается в качестве стратегического направления сохранения здоровья нации [1–3].

Врач практической медицины должен понимать возможности здоровьесбережения в предупреждении развития неинфекционной патологии, быть личным примером приверженности сохранению здоровья, стремиться соответствовать требованиям и мировым тенденциям профилактической медицины [3, 5, 6]. Национальные приоритеты поставили задачу перед российским высшим медицинским образованием по воспитанию врача новой формации, владеющего технологиями персонализированной превенции и предикции [2, 7]. Профилактическое образование будущего врача и знание им принципов здорового образа жизни (ЗОЖ), способность управления как индивидуальным, так и общественным здоровьем являются не только медико-педагогической, но и важной социальной задачей [3]. Учебные программы вузов должны это учитывать [7].

У студентов медицинского университета, по сравнению с обучающимися других вузов, имеется больше возможностей учебно-познавательной мотивации для приверженности ЗОЖ, для определения устойчивой внутренней позиции на уровне закрепления здоровых стереотипов поведения в связи с пониманием причинно-следственных патогенетических механизмов развития НИЗ. Преодоление разрыва между знаниями, умениями и практическими навыками проводится в процессе профессионального и общекультурного образования. Основная цель образования в медицинском вузе – не только освоение знаний через теорию, но и овладение целостным комплексом профессиональных компетенций, развитие личностных качеств будущего врача, повышение уровня общей и профессиональной культуры [3,
4, 6]. Новые образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) для улучшения осмысления студентом своей будущей практической деятельности в настоящее время разработаны с учетом новых требований и с применением инновационных технологий, включая разные методики обучения, оценочные системы подготовки и контроля качества образования.

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России для выполнения поставленной задачи по подготовке врача новой формации, воспитания у молодых специалистов определенных ценностных установок объявлен университетом ЗОЖ.

В числе первых высших образовательных учреждений университет разработал учебный материал для преподавания дисциплины «Медицинская профилактика» (МП) студентам лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Авторским коллективом преподавателей университета были изложены общетеоретические основы МП в опубликованном им учебнике «Общие и частные вопросы медицинской профилактики» [2], рабочих тетрадях по ЗОЖ, «Словаре медицинских терминов» и др. Для улучшения понимания иностранными обучающимися трактовки базовых определений и умения правильно использовать профессиональную терминологию в области ЗОЖ, данный словарь был переведен на иностранные языки (арабский, китайский, хинди, английский). Были разработаны учебно-методические пособия по скринингу факторов риска (ФР) и профилактике НИЗ. Информация, необходимая для подготовки специалистов, владеющих технологиями медицинской профилактической деятельности на всех уровнях проведения, составила основу рабочей программы «Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика», которая в 2015 г. была успешно интегрирована в учебный процесс для студентов ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.

Рабочая программа и модули дисциплины по медицинской профилактике рассчитаны на очное обучение и проводятся в количестве 108 ч (3 ЗЕТ). Аудиторные занятия – 40 ч, из них лекций – 10 ч, практических занятий – 30 ч. Самостоятельная работа составляет 68 ч в течение всего цикла обучения. По окончании проводится зачетное занятие. Программа реализуется на кафедре «Общественное здоровье и здравоохранение, МП и информатика». Организация учебно-педагогического процесса по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике строи тся на основе модульной системы обучения (МСО), разделы взаимосвязаны друг с другом. Методологическую основу рабочей учебной программы составляют 3 модуля. 2 модуля в количестве 28 очных часов и 32 ч самостоятельной работы проводятся по скринингу основных факторов риска развития НИЗ и их профилактике. Третий модуль – пути улучшения грамотности в вопросах здоровья населения и приверженность лечению – включает 14 ч очного преподавания и 18 ч самостоятельного изучения темы. МСО содержит современные знания об основных направлениях профилактики социально значимых заболеваний: артериальной гипертензии, дислипидемии, ожирения. В учебных материалах приведены основные статистические показатели, уровни и виды медицинской профилактики, даны примеры для каждого уровня. Изучаемый материал разбит на блоки в соответствии с разделами рабочей учебной программы. В блоках МСО представлены образовательные инновационные технологии развития групповых навыков у студентов по профилактике ФР – табакокурения, низкой физической активности (ФА), алкоголизма, копинга стресса, нарушения питания и обмена веществ и т. п. [1, 9]. Подробно изложены научные подходы к формированию санитарно-гигиенических навыков по профилактике гриппа и ОРВИ, ВИЧ/СПИДа [5]. Особое внимание уделено актуальным вопросам приверженности лечению и коммуникации в медицине, различным аспектам грамотности в вопросах здоровья населения. Дана трактовка нормативно-правовых документов (приказов, постановлений и др.), определяющих проведение профилактических мероприятий, структуру Центра здоровья и его работу, тематику школ здоровья.

В процессе обучения на курсе применяются стандартные средства оценки, основанные на принципах:
  • соответствия оценки поставленным целям обучения;
  • единообразия стандартов и критериев оценивания (достижения результата);
  • соответствия результатов обучения поставленным задачам развития профессиональных компетенций, знаний и умений (эффективности).
Для текущей и промежуточной аттестации студентов используется входящий контроль знаний в виде тестов и исходящий контроль знаний по отработке теоретических моделей и понятий: типовые задачи, контрольные работы и др.

Будущим врачам необходимы знания и навыки для успешного решения как клинических, так и профилактических задач, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. Нельзя не учитывать, что большую роль в повышении приверженности ЗОЖ играют авторитет врача, навыки аргументированного убеждения [8]. В контексте этого подхода используется контроль освоения профессиональных компетенций (ПК), которые формируются у специалиста новой формации еще на стадии обучения в форме готовности к осуществлению комплекса мероприятий профилактического направления. При освоении дисциплины по медицинской профилактике закладываются знания, ПК и практические навыки по формированию приверженности ЗОЖ, а также появляются возможности проведения медицинского скрининга НИЗ. «Хотя заболеваемость и смертность от неинфекционных заболеваний в основном происходят в зрелом возрасте, воздействие факторов риска начинается в раннем возрасте» [1]. Специалист должен уметь выявлять причины и условия возникновения ФР развития НИЗ, обладать навыком выражения собственной и профессиональной точки зрения для устранения у пациента вредного влияния на здоровье ФР (курения, алкоголизации, гиподинамии, нарушения структуры и режима питания и т. д.) [1, 2, 6, 9].

Образовательная технология МСО по учебной программе «Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика» строится на основе структурирования научного знания. Данная специфика ценностно-ориентированного развивающего процесса использует разнообразные психолого-педагогические техники в обучении будущего врача, который должен владеть оценочными методиками для самоконтроля знаний, умений и сформированных навыков (табл. 1) [6].




Игровые модели в группах способствуют развитию внутригруппового взаимодействия, личностно-ориентированного развития будущего врача и определения путей для самоактуализации, предиктивного и превентивного мышления [5, 6, 8].

В учебную программу дисциплины «Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика» для создания ПК по проведению профилактических мероприятий, включая навыки работы в команде, тьютерства, были включены как игровые модели, так и инновационные проблемно-поисковые, рефлексивные, имитационно-игровые и другие технологии. Приведем несколько примеров техники проведения игровых моделей, часто используемых в процессе обучения:
  • «Техника аквариума». Это разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников группового обсуждения разных проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Процедура выглядит следующим образом.
  1. Постановка проблемы ведущим, например наличие у пациента зависимостей (курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамию и др.).
  2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.
  3. Каждая подгруппа выбирает одного выступающего, который представляет позицию подгруппы.
  4. Студенты в совместном обсуждении предлагают решение проблемы внутри своей группы для определения общей точки зрения. Для командной работы в условиях форс-мажора задается фиксированное время.
  5. Преподаватель приглашает выступающих для представления позиции своей подгруппы.
  6. Участники могут задавать провокационные вопросы своим оппонентам.
  7. Совместный разбор качества аргументации выступающих.
  • «Интеллектуальная дуэль». Форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность будущих врачей по заданной теме. Приглашаются два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по теме. Остальные студенты выступают в роли секундантов и коллегиально оценивают качество вопросов (по теории и практике) и ответов (корректность, соответствие научной доказательности). Голосованием определяется победитель.
  • «Круглый стол». Это одна из организационных форм познавательной деятельности для обсуждения и анализа определенной проблемы, которая способствует воспитанию логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями на равных.
Инновационные технологии по развитию личности и связи ее с профессиональной деятельностью проявляются, когда связаны жизненные смыслы и ценности человека [2, 4, 5]. Знания не должны быть самоцелью (выучить, чтобы сдать зачет или экзамен), но условием формирования профессиональных компетенций [2, 4].

В процессе медицинского образования с применением данных технологий будущие врачи в конкретной моделирующей профессиональной ситуации осваивают язык коммуникации специалистов, навыки живого общения и креативного мышления, приемы консультирования по изменению образа жизни на более здоровый, что, несомненно, облегчает адаптацию молодых специалистов к работе в практическом здравоохранении и будет способствовать повышению качества первичной медико-санитарной помощи населению [2, 6, 8].

Заключение. Разработка и практическое использование инновационных педагогических технологий медицинского образования в сфере медицинской профилактики НИЗ – это, безусловно, требование времени [4]. Среди важнейших компетенций молодого врача особое место занимают знания и навыки выявления факторов риска НИЗ, эффективной коммуникации и профилактические технологии всех уровней.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, Ставрополь, Российская Федерация:

Амлаев Карэн Робертович (Karen R. Amlaev)* – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования
E-mail: kum672002@mail.ru
https://orcid.org/0000-0001-6576-4720

Блинкова Любовь Николаевна (Luybov N. Blinkova) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования
E-mail: dietdoctorlnb@yandex.ru
http://orcid.org/0000-0003-1429-1278

Дахкильгова Хава Тагировна (Khava T. Dakhkilgova) – ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования
E-mail: hava.dahkilgova@gmail.com
http://orcid.org/0000–0002–2726–6381

Мажаров Виктор Николаевич (Viktor N. Mazharov) – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, проректор по стратегическому развитию
E-mail: postmaster@stgmu.ru
https://orcid.org/0000-0003-3889-6271


ЛИТЕРАТУРА

1. Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013–2020. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/94384/9789244506233_rus.pdf; jsessionid=E 2E 5E 922F4AAAA26DE 0B 04398 1F58AED?sequence=5.
2. Общие и частные вопросы медицинской профилактики: учебник / ред. К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 512 с.
3. Abu Suhaiban H., Grasser L.R., Javanbakht A. Mental health of refugees and torture survivors: a critical review of prevalence, predictors, and integrated care. Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, N 13. DOI: tps://doi.org/10.3390/ijerph16132309.
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895.
5. Блинкова Л.Н., Соколова И.Ю. Теоретико-методологические основы формирования у студентов культуры здоровья / Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. С. 37–40.
6. Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Соколова И.Ю. и соавт. Инновационные обучающие модели профессиональной подготовки врачей новой формации / Здоровье населения и среда обитания: материалы научно-практической конференции «22-я ежегодная неделя медицины Ставрополья». Ставрополь: Параграф, 2018. С. 186–191.
7. Амлаев К.Р., Блинкова Л.Н., Койчуева С.М. Критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования и работодателя // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 3. С. 132–146.
8. Мажаров В.Н., Блинкова Л.Н. и соавт. Новые подходы к реализации образовательных программ высшего профессионального образования третьего поколения / Проблемы управления качеством подготовки специалистов в медицинском ВУЗе: материалы III Республиканской учебно-методической конференции с международным участием. Махачкала, 2018. С. 81–84.
9. Амлаев К.Р. Медицинская профилактика: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. С. 10, 78.