Модернизация высшего медицинского образования через повышение потенциала преподавателей

08 октября 2021
Современные требования медицинского образования рассматривают умения преподавателя как своего рода «коктейль навыков», сочетающийся с квалификацией для организации образовательного процесса, способного работать с коллективом, проявляющего инициативность и обладающего высокой ответственностью за конечные результаты. Для подготовки специалистов здравоохранения нового формата соответственно требуются преподаватели с передовыми знаниями, умениями и навыками. С целью модернизации высшего медицинского образования рассматриваются уровень профессиональной компетентности, педагогическое мастерство преподавателей, формы и методы повышения их профессионализма. В настоящее время требования к преподавателю медицинского образования не только повышаются, но и кардинально изменяются, поэтому преподаватель должен быть способен реализовать современные тренды медицинского образования, применяя наилучшие технологии преподавания и обучения. Практическое здравоохранение ожидает получить квалифицированного специалиста с развитыми практическими навыками, соответственно формирование такого специалиста возложено на преподавателя медицинского университета. В подготовке будущих врачей участвуют медицинские специалисты, которые, в свою очередь, не имели специальной подготовки по основам педагогики. В связи с этим медицинским преподавателям необходимо пройти специальную подготовку по современным обучающим технологиям для улучшения педагогического мастерства в соответствии с международными требованиями высшего медицинского образования. Так, в рамках проекта Всемирного банка «Модернизация высшего медицинского образования на основе Болонского процесса в Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино» (2018–2020) была разработана стратегия по наращиванию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) с учетом наилучшей международной практики. Разработанная стратегия должна быть оценена на эффективность проводимых мероприятий, что и стало отправной точкой для исследования эффективности программы повышения потенциала преподавателей Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (ТГМУ). Консультантом по модернизации медицинского образования ТГМУ является Медицинский университет Караганды – один из лидеров высшего медицинского образования Казахстана, имеющий 15-летний опыт по реформированию и развитию медицинского образования в Казахстане. Так, в рамках реализации одного из принципов Болонского процесса («академическая мобильность») унифицированные подходы к обучению в вузах будут способствовать эффективной интернационализации медицинского образования. Также, учитывая общее советское прошлое в системе медицинского образования и здравоохранения обоих университетов, совместное обсуждение и реализация внедрений, адаптация инновационных подходов преподавания и обучения в медицинском образовании будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов здравоохранения в обеих странах. Для дальнейшего повышения потенциала ППС ТГМУ был получен новый грант «Улучшение качества медицинского образования в ТГМУ им. Абуали Ибни Сино» (2019–2021), цели и задачи которого направлены на укрепление материально-технической базы симуляционного центра и внедрение инновационных подходов обучения, основанных на разработке виртуальных клинических случаев. Полученный опыт совместной реализации задач проектов высшего медицинского образования в ТГМУ стал предметом изучения эффективности мероприятий, направленных на наращивание потенциала ППС ТГМУ.

Цель – оценить влияние современных методик преподавания и обучения на потенциал ППС ТГМУ.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Материалом для исследования послужили отчеты по проекту компонента 2 «Повышение профессиональных компетенций преподавания профессорско-преподавательского состава и развития практических навыков студентов», обратная связь слушателей в виде рефлексивного эссе ППС и анкетирования по изучению влияния проектов на повышение потенциала преподавателей.


РЕЗУЛЬТАТЫ

В целях трансформации системы повышения потенциала ППС ТГМУ был проведен анализ международного опыта и текущей ситуации программ развития ППС в Таджикистане с изучением потребностей ППС. Демографическая характеристика ППС ТГМУ показала, что количество сотрудников с педагогическим стажем работы до 1 года – 47 преподавателей, что составляет 6,3%, от 1 года до 10 лет – 150 (20,5%) преподавателей, от 10 до 20 лет – 279 (38,2%) преподавателей, свыше 20 лет – 254 (34,8%) преподавателя. Средний возраст ППС – 48 лет. Треть ППС составляют преподаватели, имеющие стаж работы в медицинском образовании более 20 лет, которые являются экспертами в своей предметной области и в то же время остаются приверженцами традиционных подходов к обучению и преподаванию. С целью определения потребности и приоритизации направлений развития ППС ТГМУ был проведен опрос для дальнейшего выбора содержания программы повышения потенциала преподавателей. В интервью для проведения количественного и качественного анализа был использован полуструктурированный опрос представителей администрации и ППС, включающий следующие темы: интересы и проблемы ППС, приоритеты по управлению и организации образовательного процесса, неотложные вопросы в области медицинского образования (табл. 1).

Анализ ответов ППС по основным проблемам программ развития ППС ТГМУ показал, что преподаватели имеют похожие проблемы, какие описываются в литературных источниках до пересмотра системы повышения потенциала преподавателей. Основные потребности ППС ТГМУ были определены в 4 основных категориях: профессиональное развитие, педагогические навыки, лидерство и личностное развитие (табл. 2).

C целью повышения потенциала и статуса преподавателей, формирования национального корпуса ППС была определена стратегическая цель по созданию системы повышения потенциала преподавателей с интеграцией 3 направлений: медицина, педагогика и наука. При разработке стратегии повышения потенциала преподавателей ТГМУ были приняты во внимание основные положения и требования, продиктованные национальными нормативно-правовыми актами. Для достижения конечных результатов стратегии повышения потенциала ППС ТГМУ были разработаны и реализованы следующие мероприятия: 1) разработана национальная программа повышения потенциала преподавателей, основанная на компетентностном подходе; 2) внедрены инновационные педагогические технологии в медицинское образование, основанные на наилучшей международной практике; 3) создан центр педагогического мастерства; 4) разработаны и внедрены эффективные механизмы мотивации преподавателей и оценка деятельности преподавателей. Данная стратегия направлена на повышение потенциала преподавателей через укрепление статуса преподавателя, способного производить продукцию нового формата (знания, учебно методическую литературу, навыки обучающегося), совершенствование навыков преподавания и влияние на повышение качества подготовки специалистов здравоохранения, повышение ответственности руководства вуза за профессиональный рост преподавателей и создание условий для их дальнейшего развития, повышение ответственности преподавателей за результаты обучения, а также повышение публикационной активности преподавателей, в том числе по исследованиям в области медицинского образования. Для поэтапного повышения потенциала ППС ТГМУ были разработаны следующие документы: план мероприятий по повышению потенциала ППС ТГМУ, рабочая учебная программа и учебные материалы по модулю «Эффективный преподаватель», рабочая учебная программа и учебные материалы по методологии составления клинических сценариев виртуального пациента на Open Labyrinth.

В рамках проекта в Центре педагогического мастерства в ТГМУ разработаны основные направления деятельности в соответствии со стратегией вуза (рис. 1) путем организации программ повышения потенциала ППС, внедрения инновационных технологий преподавания и обучения, проведения научных исследований, в том числе в области медицинского образования, развития взаимодействия со студенческими активами и другими структурными подразделениям ТГМУ.

В рамках проекта сотрудниками НАО «МУК» было проведено обучение 94 сотрудников из ППС ТГМУ по модулям «Эффективный преподаватель», «Продвинутый курс тренеров по организации симуляционного обучения», «Исследователь и ученый» и «Профессионал», «CBL (Community-based learning) как образовательная стратегия», «Фасилитация как метод обучения», которые в дальнейшем «каскадным» методом осуществляли трансфер передовых образовательных технологий своим коллегам. Программа подготовки тренеров ТГМУ основана на эффективном использовании практических навыков преподавания по современным аспектам образования.

Внедрение единых подходов преподавания и обучения в вузах-партнерах будет способствовать интернационализации образовательных программ, эффективной академической мобильности и обмену опытом в области внедрения и применения инновационных методов преподавания. По завершению программ обучения ППС ТГМУ представили рефлексию в виде эссе, которые были проанализированы на предмет влияния и улучшения знаний, умений и навыков преподавателей.

По модулю «Эффективный преподаватель» тренерами ТГМУ были обучены 50% сотрудников ППС, которые начали поэтапное внедрение активных методов обучения на кафедрах. С целью мониторинга результативности стратегической цели «по развитию кадрового потенциала университета и улучшению его деятельности» было проведено анкетирование сотрудников и ППС ТГМУ, из них 40% респондентов имеют стаж педагогической деятельности более 20 лет, 30% – от 5 до 10 лет, 30% – до 5 лет. При этом среди респондентов 20% составили преподаватели с высшей врачебной категорией, 1-й – 10%, 2-й – 20%, без категории – 50%, с ученой степенью кандидата наук – 60%, доктора наук – 10%, без ученой степени – 30%. По мнению респондентов, наиболее распространенной инновационной технологией обучения является работа в малых группах, которую применяют 90% респондентов. Такие активные методы обучения, как TBL (Team Based Learning), CBL, ролевая игра, применяют 50% ППС, а 10% респондентов не применяют активные методы обучения и продолжают обучаться по традиционной методике. Тем не менее 100% респондентов ТГМУ считают, что «наиболее важные, на их взгляд, педагогические и психологические требования к организации процесса обучения в медицинском вузе» – это «применение активных форм обучения», практикоориентированность (70%), организация коммуникативной деятельности (60%).


Также респонденты считают, что для успешной педагогической деятельности необходимы знания в области педагогики и психологии (100%), знания в области IT технологий (75%), умения по применению различных обучающих технологий (100%), развитие коммуникативных навыков (75%). По мнению респондентов ТГМУ, преподаватели должны обладать такими личностными качествами, как энтузиазм (100%) и терпимость (50%). На вопрос «Насколько, по вашему мнению, изменился образовательный климат в ТГМУ после внедрения проекта?» 25% респондентов ответили «частично изменилось», 60% – «произошли существенные изменения», 15% – «затрудняюсь ответить». По мнению респондентов, молодые преподаватели со стажем деятельности менее 5 лет не всегда могут реализовать обучение на послевузовском уровне образования. Соответственно они должны пройти дополнительное обучение в Центре педагогического мастерства для формирования личности как медицинский преподаватель (рис. 2).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мероприятия по модернизации высшего медицинского образования в ТГМУ оказали влияние как на институциональном, так и на индивидуальном уровне. Была укреплена материально-техническая база Центра практических навыков, созданы условия для обучения студентов в безопасной и надежной среде, близкой к потребностям реальной клинической практики, преподаватели приобрели новые знания и компетенции в области новых образовательных технологий и создания электронных учебных ресурсов и материалов. На институциональном уровне сотрудники ТГМУ получили бесценный опыт в координации собственных проектов международного уровня, внедрении инновационных технологий в процесс обучения и укрепление потенциала преподавателей. Проведена реформа медицинской учебной программы по разным медицинским специальностям в соответствии с Болонским процессом. В результате проводимых мероприятий в ТГМУ в обучении преподавателей произошли существенные изменения, влияние проекта достигло ожидаемых результатов, разработаны компетенции преподавателя медицинского вуза и критерии оценки уровня их достижения, подготовлены тренеры для непрерывного профессионального развития педагогических кадров для внедрения инноваций в образовательный процесс и повышения публикационной активности преподавателей.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кемелова Гульшат Сейтмуратовна (Gulshat S. Kemelova)* – директор Центра симуляционных и образовательных технологий НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: kemelova@qmu.kz
https://orcid.org/0000-0002-1326-2363

Досмагамбетова Раушан Султановна (Raushan S. Dosmagambetova) – председатель правления, ректор НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: info@qmu.kz
https://orcid.org/0000-0002-8792-5449

Риклефс Виктор Петрович (Victor P. Riklefs) – проректор по академической работе НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: V. Riklefs@qmu.kz
https://orcid.org/0000–0002–5127–1236

Гулзода Махмадшох Курбонали (Makhmadshokh K. Gulzoda) – ректор Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: rector@tajmedun.tj
https://orcid.org/ 0000-0001-5151-937X

Махмудзода Хайём Рузибой (Khaiyom R. Makhmudzoda) – директор Центра стратегического развития и менеджмента Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: mahmudovkh@yandex.ru
https://orcid.org/ 0000-0002-3583-9442

Абдуллозода Саид Муртазо (Said M. Abdullozoda) – начальник Управления развития персонала Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: saidxoja@gmail.com
https://orcid.org/ 0000-0003-0058-9633


ЛИТЕРАТУРА

1. Steinert Y., Mann K. et al. A systematic review of faculty development initiatives designed to enhance teaching effectiveness: a 10-year update: BEME Guide No. 40 // Med. Teach. 2016. Vol. 38, N 8. P. 769–786.
2. Dath D., Jobst W.; for the International CBME Collaborators. The importance of faculty development in the transition to competency-based medical education // Med. Teach. 2010. Vol. 32. P. 683–686.
3. McAlearney A.S., Fisher D., Heiser K., Robbins D., Kelleher K. Developing effective physician leaders: changing cultures and transforming organizations // Hosp. Top. Res. Perspect. Healthc. 2005. Vol. 83, N 2. P. 11–18.
4. Albanese M.A., Mejicano G., Anderson W.M., Gruppen L. Building a competency-based curriculum: the agony and the ecstasy // Adv. Health Sci. Educ. 2010. Vol. 15. P. 439–454.
5. McLean M., Cilliers F. Faculty development: yesterday, today and tomorrow // Med. Teach. 2008. Vol. 30, N 6. P. 555–584. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590802109834
6. Педагогической процесс в медицинском образовании / под ред. Р.С. Досмагамбетовой. Алматы: Эверо, 2013. 308 с.