Модернизация высшего медицинского образования через повышение потенциала преподавателей
08 октября 2021
Том 12, №1 2001
Цель – оценить влияние современных методик преподавания и обучения на потенциал ППС ТГМУ.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Материалом для исследования послужили отчеты по проекту компонента 2 «Повышение профессиональных компетенций преподавания профессорско-преподавательского состава и развития практических навыков студентов», обратная связь слушателей в виде рефлексивного эссе ППС и анкетирования по изучению влияния проектов на повышение потенциала преподавателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В целях трансформации системы повышения потенциала ППС ТГМУ был проведен анализ международного опыта и текущей ситуации программ развития ППС в Таджикистане с изучением потребностей ППС. Демографическая характеристика ППС ТГМУ показала, что количество сотрудников с педагогическим стажем работы до 1 года – 47 преподавателей, что составляет 6,3%, от 1 года до 10 лет – 150 (20,5%) преподавателей, от 10 до 20 лет – 279 (38,2%) преподавателей, свыше 20 лет – 254 (34,8%) преподавателя. Средний возраст ППС – 48 лет. Треть ППС составляют преподаватели, имеющие стаж работы в медицинском образовании более 20 лет, которые являются экспертами в своей предметной области и в то же время остаются приверженцами традиционных подходов к обучению и преподаванию. С целью определения потребности и приоритизации направлений развития ППС ТГМУ был проведен опрос для дальнейшего выбора содержания программы повышения потенциала преподавателей. В интервью для проведения количественного и качественного анализа был использован полуструктурированный опрос представителей администрации и ППС, включающий следующие темы: интересы и проблемы ППС, приоритеты по управлению и организации образовательного процесса, неотложные вопросы в области медицинского образования (табл. 1).
В рамках проекта в Центре педагогического мастерства в ТГМУ разработаны основные направления деятельности в соответствии со стратегией вуза (рис. 1) путем организации программ повышения потенциала ППС, внедрения инновационных технологий преподавания и обучения, проведения научных исследований, в том числе в области медицинского образования, развития взаимодействия со студенческими активами и другими структурными подразделениям ТГМУ.
Внедрение единых подходов преподавания и обучения в вузах-партнерах будет способствовать интернационализации образовательных программ, эффективной академической мобильности и обмену опытом в области внедрения и применения инновационных методов преподавания. По завершению программ обучения ППС ТГМУ представили рефлексию в виде эссе, которые были проанализированы на предмет влияния и улучшения знаний, умений и навыков преподавателей.
По модулю «Эффективный преподаватель» тренерами ТГМУ были обучены 50% сотрудников ППС, которые начали поэтапное внедрение активных методов обучения на кафедрах. С целью мониторинга результативности стратегической цели «по развитию кадрового потенциала университета и улучшению его деятельности» было проведено анкетирование сотрудников и ППС ТГМУ, из них 40% респондентов имеют стаж педагогической деятельности более 20 лет, 30% – от 5 до 10 лет, 30% – до 5 лет. При этом среди респондентов 20% составили преподаватели с высшей врачебной категорией, 1-й – 10%, 2-й – 20%, без категории – 50%, с ученой степенью кандидата наук – 60%, доктора наук – 10%, без ученой степени – 30%. По мнению респондентов, наиболее распространенной инновационной технологией обучения является работа в малых группах, которую применяют 90% респондентов. Такие активные методы обучения, как TBL (Team Based Learning), CBL, ролевая игра, применяют 50% ППС, а 10% респондентов не применяют активные методы обучения и продолжают обучаться по традиционной методике. Тем не менее 100% респондентов ТГМУ считают, что «наиболее важные, на их взгляд, педагогические и психологические требования к организации процесса обучения в медицинском вузе» – это «применение активных форм обучения», практикоориентированность (70%), организация коммуникативной деятельности (60%).
Также респонденты считают, что для успешной педагогической деятельности необходимы знания в области педагогики и психологии (100%), знания в области IT технологий (75%), умения по применению различных обучающих технологий (100%), развитие коммуникативных навыков (75%). По мнению респондентов ТГМУ, преподаватели должны обладать такими личностными качествами, как энтузиазм (100%) и терпимость (50%). На вопрос «Насколько, по вашему мнению, изменился образовательный климат в ТГМУ после внедрения проекта?» 25% респондентов ответили «частично изменилось», 60% – «произошли существенные изменения», 15% – «затрудняюсь ответить». По мнению респондентов, молодые преподаватели со стажем деятельности менее 5 лет не всегда могут реализовать обучение на послевузовском уровне образования. Соответственно они должны пройти дополнительное обучение в Центре педагогического мастерства для формирования личности как медицинский преподаватель (рис. 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мероприятия по модернизации высшего медицинского образования в ТГМУ оказали влияние как на институциональном, так и на индивидуальном уровне. Была укреплена материально-техническая база Центра практических навыков, созданы условия для обучения студентов в безопасной и надежной среде, близкой к потребностям реальной клинической практики, преподаватели приобрели новые знания и компетенции в области новых образовательных технологий и создания электронных учебных ресурсов и материалов. На институциональном уровне сотрудники ТГМУ получили бесценный опыт в координации собственных проектов международного уровня, внедрении инновационных технологий в процесс обучения и укрепление потенциала преподавателей. Проведена реформа медицинской учебной программы по разным медицинским специальностям в соответствии с Болонским процессом. В результате проводимых мероприятий в ТГМУ в обучении преподавателей произошли существенные изменения, влияние проекта достигло ожидаемых результатов, разработаны компетенции преподавателя медицинского вуза и критерии оценки уровня их достижения, подготовлены тренеры для непрерывного профессионального развития педагогических кадров для внедрения инноваций в образовательный процесс и повышения публикационной активности преподавателей.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кемелова Гульшат Сейтмуратовна (Gulshat S. Kemelova)* – директор Центра симуляционных и образовательных технологий НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: kemelova@qmu.kz
https://orcid.org/0000-0002-1326-2363
Досмагамбетова Раушан Султановна (Raushan S. Dosmagambetova) – председатель правления, ректор НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: info@qmu.kz
https://orcid.org/0000-0002-8792-5449
Риклефс Виктор Петрович (Victor P. Riklefs) – проректор по академической работе НАО «МУК», Караганда, Казахстан
E-mail: V. Riklefs@qmu.kz
https://orcid.org/0000–0002–5127–1236
Гулзода Махмадшох Курбонали (Makhmadshokh K. Gulzoda) – ректор Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: rector@tajmedun.tj
https://orcid.org/ 0000-0001-5151-937X
Махмудзода Хайём Рузибой (Khaiyom R. Makhmudzoda) – директор Центра стратегического развития и менеджмента Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: mahmudovkh@yandex.ru
https://orcid.org/ 0000-0002-3583-9442
Абдуллозода Саид Муртазо (Said M. Abdullozoda) – начальник Управления развития персонала Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино, Душанбе, Таджикистан
E-mail: saidxoja@gmail.com
https://orcid.org/ 0000-0003-0058-9633
ЛИТЕРАТУРА
1. Steinert Y., Mann K. et al. A systematic review of faculty development initiatives designed to enhance teaching effectiveness: a 10-year update: BEME Guide No. 40 // Med. Teach. 2016. Vol. 38, N 8. P. 769–786.
2. Dath D., Jobst W.; for the International CBME Collaborators. The importance of faculty development in the transition to competency-based medical education // Med. Teach. 2010. Vol. 32. P. 683–686.
3. McAlearney A.S., Fisher D., Heiser K., Robbins D., Kelleher K. Developing effective physician leaders: changing cultures and transforming organizations // Hosp. Top. Res. Perspect. Healthc. 2005. Vol. 83, N 2. P. 11–18.
4. Albanese M.A., Mejicano G., Anderson W.M., Gruppen L. Building a competency-based curriculum: the agony and the ecstasy // Adv. Health Sci. Educ. 2010. Vol. 15. P. 439–454.
5. McLean M., Cilliers F. Faculty development: yesterday, today and tomorrow // Med. Teach. 2008. Vol. 30, N 6. P. 555–584. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590802109834
6. Педагогической процесс в медицинском образовании / под ред. Р.С. Досмагамбетовой. Алматы: Эверо, 2013. 308 с.