Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского ВУЗа через паттерны

14 октября 2021
Одна из приоритетных задач образовательной политики государства России – повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни [1, 2]. Кроме того, в нормативных документах высшего образования обозначены новые требования, которые значительно повышают ответственность преподавателей, особенно медицинских вузов, по обеспечению максимального соответствия процесса обучения профессиональным потребностям будущих специалистов-медиков [3, 4].

Тем не менее образовательный процесс в очень многих российских вузах являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается не выявленным. В результате окончивший обучение специалист хоть и изучил очень много предметов, связать их между собой не может [5, 6]. Поэтому возникающие проблемы у студентов в процессе обучения должны включать постоянные взаимодействия студентов с преподавателями.

Взаимодействие – главное звено в общении, но что первично или вторично, до настоящего момента не могут определить в научном мире педагогики. Основой педагогического взаимодействия является выбор задачи и определение путей и методов ее решения [7].

Кроме того, успешность взаимодействия зависит не только от выполнения преподавателем профессиональных обязанностей, но и от умения психологически грамотно решать многочисленные ситуации взаимодействия: устанавливать доверительный контакт со студентом, мотивировать его на изучение предмета и овладение манипуляциями, выстраивать отношения с коллегами и т. д. [8]. Все указанные умения предполагают определенный уровень развития личностных качеств будущего врача-специалиста и паттерны поведения в профессиональной среде [9].

Спектр деятельности медицинского преподавателя (МП) хорошо разработан и представлен в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби «Руководство AMEE № 20», где определены 12 ролей, выполняемых МП, которые в представленной модели сгруппированы в 6 категорий:
  • обеспечение информацией;
  • формирование ролевой модели;
  • посредническая роль;
  • оценка полученных результатов;
  • планирование процесса обучения;
  • разработка учебных материалов [10].
Однако глубокое проникновение гаджетов и Интернета в повседневную жизнь, растущая популярность дистанционного обучения и набирающий обороты формат смешанного обучения меняют традиционную модель взаимодействия между педагогом и обучаемым. Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников, и поэтому, наверное, студентам начальных курсов медицинских вузов комфортнее обучаться удаленно, хотя это лишает их личностного взаимодействия с преподавателем. Поэтому изменяются действия преподавателя и моделирование его роли в образовательном процессе [11, 12].

Преподаватели в XXI в. становятся помощниками в обучении учащихся и создателями продуктивной учебной среды, в которой студенты развивают навыки, которые могут им понадобиться в настоящее время или в будущем. Отсюда важным для преподавателя в наше время будет выбор эффективных навыков взаимодействия со студентами, а также знание современных технологий, применяемых сейчас в образовательном процессе [13, 14].

В настоящее время в научном мире педагогики исследователи создают новые роли педагогов: контролер, побудитель к действию, «толкач», учитель-ресурс, экзаменатор, организатор, участник, наставник. Эти роли у педагога никогда не бывают статичными. По нашему мнению, новые роли перекликаются с представленными в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби, хотя определены они были в прошлом веке. Мы полагаем, что на данном этапе совершенствования образования большее значение должно уделяться процессу моделирования взаимодействия преподавателя со студентами при обучении для достижения главной цели – формирования профессионала.

В этой работе нас заинтересовала категория формирования ролевой модели, которая включает контакт МП со студентами и состоит из 2 подпунктов: модели обучения на рабочем месте и ролевой модели преподавания. Считается, что ролевое моделирование – одно из наиболее действенных средств передачи студентам: ценностей, установок, паттернов мышления и поведения, а также влияния на выбор ими карьеры [15].

Однако влияние паттернов мышления и поведения недостаточно изучено, хотя многие качества и паттерны взаимодействия с окружающими будущий профессионал формирует во время своей учебы, опираясь на опыт преподавателей-медиков. Определений термина «паттерн» много в зависимости от среды его применения. «Паттерн» в психологии – это модели (образы) поведения, формирующиеся у человека на основании практического опыта взаимодействия.

Мы собрали известные паттерны (образы, модели) взаимодействия в единую схему 1, чтобы отразить вариативность влияния преподавателя на студента.

Каждый паттерн (модель) включает определенную структуру, например:
  • модератор – педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать, формировать профессиональные качества;
  • фасилитатор – педагог, помогающий, облегчающий, способствующий усвоению обучения. Другие термины паттернов также имеют определенную структуру, которую могут использовать преподаватели при взаимодействии со студентами в процессе обучения по одной или нескольким моделям, представленным в схеме. Однако каждый преподаватель придерживается собственного образа взаимодействия со студентами и может изменить его в зависимости от сложившихся обстоятельств.



Цель исследования – определить специфику паттернов взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе и их взаимосвязь с определенной ролью преподавателя.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Анкетирование (n=24), интервьюирование (n=12), анализ полученных данных. Критерии отбора респондентов: обучение на лечебном факультете, клиническая дисциплина, средняя успеваемость не менее 4 баллов, изучение дисциплины «психология», определенный возраст. В анкетировании приняли участие 24 студента V курса и 12 студентов V курса в интервьюировании по специальности «Лечебное дело», возраст студентов – 22–26 лет.

Результаты исследования представлены в табл. 1.


Из представленных данных видно, что преподаватель медицинского вуза должен использовать такие паттерны, как модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор, и иногда, в зависимости от условий, пользоваться другими паттернами. Тем не менее используют паттерны взаимодействия чаще неосознанно, механически, что иногда приводит к потере гибкости поведения преподавателя при взаимодействии со студентами, например грубости в общении. В результате устанавливается негативное взаимодействие между ними, которое способствует невосприятию преподавателя и той дисциплины, которую он преподает, что, в свою очередь, сопровождается в дальнейшем прогулами и даже уходом студента из вуза.

Интерес к дисциплине и ее усвоение в первую очередь зависят от преподавателя (100%), но немаловажную роль играет окружающая среда (больница или учебное помещение) – 79 и 91,6%, а также содержание предмета – 83,3%.

Учитывая, что студенты отдают предпочтение ролевой модели преподавателя, а также изменениям, происходящим в технологии преподавания (дистанционное обучение), мы считаем уместным добавить девятый паттерн, который представлен термином – «трендсеттер». Модель трендсеттера объединяет в себе деятельность инноватора, креативщика, идеолога, родоначальника, т. е. представляет своеобразный эталон для подражания.

Разнонаправленность преподавателя в медицинском вузе, кроме исключительно педагогических знаний, имеет и четкую медицинскую профессиональную направленность, особенно на клинических кафедрах. Поэтому здесь педагоги должны выступать в качестве эталонов, образцов взаимодействия, ориентиров, задающих будущий облик личности врача.

Следует отметить, что паттерны взаимодействия преподавателя и студента зависят как от профессионализма преподавателей, организующих и регулирующих процесс обучения, так и от высокой мотивационной активности студента, его способностей и личных качеств.

ВЫВОДЫ

1. Основные паттерны (модели) взаимодействия преподавателя со студентами были выделены в схему в количестве 8, обозначен новый 9-й паттерн в ролевом моделировании в связи с внедрением новых технологий в образовательный процесс –трендсеттера.

2. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студента в образовательном процессе медицинского вуза позволил определить основные паттерны их действия: модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор.

3. При взаимодействии преподавателя со студентами, как показали данные, большое значение имеет ролевое моделирование деятельности педагога, которое может реализоваться в различных паттернах. Нами использовано иностранное слово «паттерн», для того чтобы еще раз обратить внимание педагогов на значение профессионального взаимодействия со студентами в образовательном процессе, которое должно способствовать развитию способностей и умений как преподавателей, так и студентов.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ


Зорина Екатерина Вячеславовна (Ekaterina V. Zorina) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и семейной медицины ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация
E-mail: zorina-eka@mal.ru
https://orcid.org/0000-0003-1308-9115

Мудрова Лариса Александровна (Larisa A. Mudrova)* – кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация
E-mail: mudrova.larisa@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0002-1317-3360


ЛИТЕРАТУРА

1. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И. и др. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149–153.
2. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8–9. С. 41–45.
3. Куршев В.В. Новое образовательное медицинское пространство – важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование: сборник тезисов. Москва, 2013. С. 280–282.
4. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130–137.
5. Николаева Л.В., Саввинова Р.В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов //Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 351–354. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270
6. Князева А.С. Структурный состав педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Педагогические науки. 2018. № 2 (27). С. 84–88.
7. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11, ч. 2. С. 47–52.
8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 2005. 531с.
9. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А., Шибанова Н.С. Новые направления совершенствования профессионально-педагогической деятельности преподавателей в КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку [Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 29 ноября. 2017 г.). Красноярск : КрасГМУ, 2017. С. 293–300.
10. Харден Р.М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель – больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. И.Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 10. С. 27–51.
11. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b
12. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 17–21.
13. Роботова А.С. Об особенностях современного научно-педагогического дискурса // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 9–19.
14. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003–2008 // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. Р. 1113–1116.
15. Лесин С.М. Организация сетевого взаимодействия педагогических сообществ как фактор совершенствования системы повышения квалификации в вузе // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в московском мегаполисе. Москва, 2014. С. 111–114.