Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам

11 октября 2021
В научной периодике достаточно широко обсуждаются проблемы аспирантуры в России. Как известно, программы аспирантуры относятся к 3-му уровню (ступени) высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (п. 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В свою очередь, программы ординатуры наряду с программами ассистентуры-стажировки также относятся к указанному уровню высшего образования, но проблематика высшего образования в ординатуре обсуждается не так широко [1, 2]. В настоящее время программы ординатуры, так же как и программы аспирантуры, реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС). ФГОС по программам ординатуры утверждаются Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России (ч. 10 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч. 9 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Необходимо отметить, что ранее до 1.09.2013 в период действия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» ординатура, интернатура, так же как и аспирантура, относились к послевузовскому профессиональному образованию. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре устанавливались федеральные государственные требования (п. 6.3 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»).

Поводом к появлению данной статьи послужило массовое размещение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проектов приказов Минобрнауки России об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, причем данный процесс начался в 2019 г. и продолжается по настоящее время. Как следует из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта, разработка проекта приказа обусловлена в том числе необходимостью реализации п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1. Согласно приведенной части статьи Федерального закона, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

На момент написания статьи ни одного утвержденного назовем условно ФГОС+ по программам ординатуры на официальном интернет-портале правовой информации не опубликовано.

Цель статьи – проведение сравнительной характеристики проектов ФГОС+ по значимым, на наш взгляд, показателям с действующими ФГОС по программам ординатуры, а также продемонстрировать намечающиеся изменения в институте ординатуры в России.


ОРДИНАТУРА: ФГТ (В ПРОШЛОМ)

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)устанавливали требования к ее структуре, в том числе
соотношение разделов образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы (табл. 1).

Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в ординатуре по ФГТ составлял 2 года.


ОРДИНАТУРА: ФГОС (В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

С 2014/15 учебного года программы ординатуры стали реализовываться в соответствии с ФГОС. На данный момент по перечню специальностей высшего обра-
зования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры5 всего 95 специальностей, по 94 специальностям имеются утвержденные ФГОС.

Структура программы ординатуры по всем специальностям имеет унифицированный вид (табл. 2).


Срок получения образования по программе ординатуры в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года (п. 3.3 ФГОС).

В п. 6.4 ФГОС определен перечень дисциплин (модулей) для реализации в рамках базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры (перечень дисциплин может различаться в зависимости от специальности). Для программы ординатуры по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология – это общественное здоровье и здравоохранение, педагогика, медицина чрезвычайных ситуаций, патология.

В блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.

В разделе V ФГОС приведены требования к результатам освоения программы ординатуры – по результатам освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Причем при разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции должны быть включены в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.


ОРДИНАТУРА: ФГОС+ (ПРОЕКТ, В БУДУЩЕМ)

Стоит отметить, что в настоящее время почти для половины специальностей ординатуры имеются соответствующие им профессиональные стандарты6.

На момент написания статьи на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещено немногим более половины проектов ФГОС+ от всех специальностей ординатуры.


Структура и объем программы ординатуры по основной массе специальностей, согласно разработанным проектам ФГОС+, также имеют унифицированный (стандарт ный) вид (табл. 3) и по объему блоков практически ничем не отличаются от требований по текущим ФГОС.

Необходимо отметить, что первые проекты ФГОС+ (первые варианты) по ряду специальностей появились в октябре 2019 г.7, особенность которых в том, что в приложении к проекту ФГОС+ было 3–4 таблицы:
  • табл. 1: срок освоения программы ординатуры очной формы обучения;
  • табл. 2: структура и объем программы ординатуры;
  • табл. 3: компетенции, устанавливаемые программой ординатуры;
  • табл. 4: соотнесение профессиональных компетенций, устанавливаемых программой ординатуры, с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта по специальности.

Дополнительной особенностью первых вариантов проектов ФГОС+ было наличие, помимо универсальных и общепрофессиональных, также профессиональных компетенций. В разделе III данных проектов ФГОС+ предусматривалось, что программа ординатуры должна устанавливать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с табл. 3 приложения к ФГОС. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой ординатуры, должны были формироваться в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта по специальности, соответствующего профессиональной деятельности выпускников, указанными в табл. 4 приложения ФГОС (при наличии), а также при необходимости на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.


Однако в течение прошлого года по некоторым специальностям были разработаны повторно проекты ФГОС+ (вторые варианты), но уже с 1 таблицей в приложении (при наличии соответствующего специальности профессионального стандарта)8.

Во вторых вариантах проектов ФГОС+ в разделе III устанавливалось следующее. Программа ординатуры должна устанавливать универсальные, общепрофессиональные компетенции, которые приведены в проекте ФГОС+, тогда как профессиональные компетенции должны определяться организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС и/или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов). Из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее – ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников. Организация устанавливает в программе ординатуры индикаторы достижения компетенций самостоятельно. Организация самостоятельно планирует результаты обучения дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе ординатуры индикаторами достижения компетенций. Совокупность запланированных результатов обучения дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой ординатуры.

В соответствии с п. 2.2 проекта ФГОС+ программы ординатуры в блок 2 «Практика» входит производственная практика.

Типы производственной практики:
  • клиническая;
  • научно-исследовательская работа.
В приведенной части необходимо отметить, что организация вправе выбрать один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в п. 2.2 проекта ФГОС+.

Проектами ФГОС+ в сравнении с действующими ФГОС по блоку 1 не предусматриваются обязательные (закрепленные) дисциплины. Однако проектами ФГОС+ устанавливается объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий по программе ординатуры, который должен составлять не менее 50% общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

Совершенно революционные изменения ожидают ординатуру по специальности 31.08.63 Сердечно-сосудистая хирургия, по которой, согласно проекту ФГОС+9, срок обучения составит 3 года (табл. 4). Подобное изменение возможно и по другим специальностям, но в силу наличия не всех проектов ФГОС+ не представляется возможным показать более полную картину. В свою очередь, общий 3-летний срок обучения планируется в 2-этапной ординатуре по ряду специальностей (см. табл. 6).

В свою очередь, проектом ФГОС+ ординатуры по специальности 31.08.41 Медико-социальная экспертиза 10 предлагается другой вариант нестандартного срока обучения в ординатуре – 1 год (табл. 5).

Здесь необходимо отметить, что в ранее опубликованной работе [3] уже предлагалось сокращение объема программ ординатуры по специальностям 33.08.02 Управление и экономика фармации и 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия до 60–70 з. е. со сроком обучения в 1 год, как ранее когда-то в интернатуре.


ЭТАПНАЯ ОРДИНАТУРА

Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и/или направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника (ч. 11 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Такое поэтапное (дискретное) обучение в ординатуре предусматривается первыми проектами ФГОС+, например, по специальностям: 31.08.13 Детская кардиология11, 31.08.20 Психиатрия12, 31.08.21 Психиатрия-наркология 13, 31.08.22 Психотерапия14,
31.08.23 Сексология15, 31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза16, 31.08.28 Гастроэнтерология17, 31.08.46 Ревматология18, 31.08.48 Скорая медицинская помощь19, 31.08.55 Колопроктология20, 31.08.57 Онкология21 (табл. 6).

Как уже отмечалось ранее, после первых вариантов проектов ФГОС+ были разработаны вторые их версии, но по приведенным специальностям на момент написания статьи таковые еще не размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, поэтому не представляется возможным представить формализацию поэтапного обучения в ординатуре по вторым вариантам проектов ФГОС+.

В свою очередь, рядом профессиональных стандартов также предусматривается поэтапное освоение ординатуры (табл. 7).

Как можно заметить, по ряду специальностей, по которым разработаны проекты ФГОС+, и соответствующим им профессиональным стандартам имеет место полное корреспондирование в части поэтапного обучения в ординатуре (31.08.13 Детская кардиология, 31.08.46 Ревматология, 31.08.48 Скорая медицинская помощь, 31.08.55 Колопроктология). И напротив, профессиональным стандартом «Врач челюстно-лицевой хирург» предусматривается поэтапное освоение ординатуры, а согласно первому проекту ФГОС+ по специальности 31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия37 такой образовательный маршрут отсутствует. Или другой вариант, когда, например, проектом ФГОС+ по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология38 предусматривается поэтапная ординатура, а соответствующим профессиональным стандартом39 нет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные отличия проектов ФГОС+ от действующих ФГОС по программам ординатуры приведены в табл. 8. На наш взгляд, требования в части методического сопровождения при разработке программы ординатуры, устанавливаемые нормативными правовыми актами, возрастают в следующем порядке: ФГТ (в прошлом) < ФГОС (в настоящее время) < ФГОС+ (проект, в будущем). По нашему мнению, проекты ФГОС+ более сложны в приведенном выше аспекте по сравнению с действующими ФГОС по причине необходимости определения организацией профессиональных компетенций, а также установления в программе ординатуры индикаторов достижения компетенций в условиях отсутствия примерных основных образовательных программ ординатуры. В свою очередь, существовавшие когда-то ФГТ вообще не устанавливали требований к результатам освоения программы ординатуры в виде формализованных компетенций.


В начале статьи был затронут институт аспирантуры, который с 1 сентября 2021 г. претерпит изменения, а именно: к структуре программ подготовки научных и на- учно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся Минобрнауки России будут устанавливаться ФГТ40. Там же в начале статьи отмечалось, что в период действия предыдущего Закона об образовании ординатура относилась к послевузовскому профессиональному образованию, и к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре устанавливались ФГТ. На основании изложенного стоит полагать, что в будущем обязательные требования к программам ординатуры, так же как и к программам аспирантуры, будут устанавливаться ФГТ. Одним из следствий подобного возвращения к ФГТ будет отмена государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении программ ординатуры, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся41. В финансово-экономическом обосновании к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» отмечалось, что принятие указанного законопроекта позволит организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), снизить расходы на аккредитационную экспертизу42, что можно считать
положительной стороной отмены государственной аккредитации образовательной деятельности и в отношении программ ординатуры. Приведенное обстоятельство, по нашему мнению, компенсируется существующей в здравоохранении России процедурой аккредитации специалиста43. Иначе говоря, аккредитация специалиста будет выступать в качестве гаранта качества, полученного ординатором высшего медицинского или фармацевтического образования. Тем не менее, на наш взгляд, данный вопрос можно будет уверенно рассматривать после анализа подобного опыта в отношении программ аспирантуры.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, первые проекты ФГОС+ по ряду специальностей появились в октябре 2019 г. и, согласно соответствующим проектам приказов об их утверждении, устанавливалось, что прием на обучение в соответствии с действующим ФГОС прекращался 31.12.2019. В последующем, уже при повторной разработке проектов ФГОС+ или по впервые разрабатываемым проектам ФГОС+, соответствующими проектами приказов об их утверждении устанавливалось, что прием на обучение в соответствии с действующим ФГОС прекращается 31.12.2020, а некоторыми проектами приказов – 1.09.202144. В приведенной части с учетом того, что на момент написания статьи нет ни одного опубликованного ФГОС+, стоит полагать, что все же всеми приказами об утверждении ФГОС+ будет устанавливаться норма о прекращении приема на обучение в ординатуру в соответствии с действующим ФГОС 1.09.2021. Подобная норма позволит организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам ординатуры, провести приемную кампанию в 2021 г. по действующим ФГОС, а после в установленном порядке начать работу по разработке основных профессиональных образовательных программ ординатуры в соответствии с новыми ФГОС+ в рамках подготовки к 2022/2023 учебному году.

В заключение хочется отметить, что институт ординатуры в России стоит на пути модернизации или даже возможно реформирования по причине планируемого перехода на новые ФГОС, что, в свою очередь, найдет отражение в сроках обучения в ординатуре по некоторым специальностям, которые будут отличны от привычной 2-летней ординатуры как в большую, так и меньшую сторону, а также во внедрении поэтапного (дискретного) обучения в ординатуре. Впереди, безусловно, предстоит большая работа по дальнейшей разработке новых ФГОС+ по программам ординатуры, а также разработке и/или актуализации профессиональных стандартов в сфере здравоохранения.

1 Например: https://regulation.gov.ru/projects#npa=112481
2 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам (продолжительностью 45 мин). Максимальный объем учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 № 1043 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
4 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 № 1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)».
5 Приложение № 6 к приказу Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
6 URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnyk...reestr-professionalnykh-standartov/
7 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96092
8 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110115
9 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110786.
10 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111971.
11 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96093.
12 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96095.
13 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96096.
14 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96097.
15 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96098.
16 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96099.
17 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96100.
18 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96107.
19 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96108.
20 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96111.
21 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96112.
22 Наименования квалификаций приведены с учетом положений, изложенных в статье [4].
23 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 141н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-нейрохирург».
24 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 134н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – детский хирург».
25 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 142н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».
26 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 133н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи».
27 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 139н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – детский кардиолог».
28 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 137н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-уролог».
29 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.10.2018 № 684н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-фтизиатр».
30 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2018 № 554н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – анестезиолог-реаниматолог».
31 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.11.2018 № 743н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-хирург».
32 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.11.2018 № 698н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – травматолог-ортопед».
33 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2019 № 50н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-ревматолог».
34 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.06.2020 № 337н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – челюстно-лицевой хирург»
35 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.02.2019 № 69н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-колопроктолог».
36 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2020 № 482н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач – пластический хирург».
37 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96115
38 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96100
39 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.03.2019 № 139н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-гастроэнтеролог».
40 Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
41 Часть 2 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
42 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618–7.
43 Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бодров Андрей Вениаминович (Andrei V. Bodrov) – кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация
E-mail: avbodroff@gmail.com
https://orcid.org/0000-0002-5723-7709


ЛИТЕРАТУРА

1. Калягин А.Н., Орлова И.В., Быков Ю.Н. Ординатура как высшая форма подготовки квалифицированных врачей-специалистов // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. № 7. С. 12–15.
2. Кобалава Ж.Д., Рачина С.А., Школьникова Е.Э. Обзор европейского стандарта последипломного обучения медицинских специалистов по внутренним болезням и перспективы внедрения в России // Качественная клиническая практика. 2020. № 1. С. 100–111.
3. Бодров А.В. Высшее фармацевтическое образование – специалитет-ординатура: pro et contra // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 139–152.
4. Бодров А.В. О наименованиях квалификаций, присваиваемых выпускникам ординатуры // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 100–113.