Особенности психоэмоционального состояния у студентов медицинского университета в условиях дистанционного обучения

11 октября 2021
В условиях самоизоляции, связанной с коронавирусной инфекцией, удаленный формат взаимодействия активно стал использоваться и в образовательном секторе [1]. Необходимость соблюдения безопасности участников образовательного процесса медицинских университетов – преподавателей и студентов при их активном участии в борьбе с инфекцией определила актуальность организации учебного процесса в дистанционном формате [2]. Современные интернет-ресурсы стали технической основой обеспечения интерактивности и мультимедийности поддержки учебного процесса, контроля оценки познавательной деятельности обучающихся [3]. В то же время, согласно данным недавно проведенных исследований, от 11,2 до 38,7% студентов-медиков категорически против дистанционной формы обучения, ведущими недостатками такой формы обучения от 13,5 до 38,6% студентов отметили невозможность получения практических навыков. Важной проблемой при переходе к дистанционному обучению стало формирование тревожности и стресса у обучающихся. Это связано с резкой сменой предметной образовательной среды на информационную как совокупности технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [4]. Исследование степени повышения уровня тревожности и стресса в период дистанционного обучения является необходимым мероприятиям для разработки управленческих решений по их профилактике в связи с тем, что психоэмоциональное напряжение в условиях самоизоляции существенно может снижать работоспособность студента и, как следствие, качество и эффективность обучения.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

У 60 студентов медицинского университета в период проведения дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера (1972) в модификации Л.Д. Андреевой (1988) [5]; стресса и стрессоустойчивости – по опроснику «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбникова) [6]. Полученные данные сравнивали с результатами анкетирования этих же студентов в период традиционного обучения в университете, проводимого в осеннем семестре 2019 г.

Исследование среди учащихся проведено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции, в том числе от участников анкетирования получены информированные согласия, где были разъяснены цель и процедуры проведения исследования. Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel 2007. Оценка достоверности проводилась по t-критерию Стьюдента.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Тревожность и негативные эмоциональные переживания являются факторами, формирующими интенсивность переживания стресса [6]. Показано, что в период дистанционного обучения у студентов достоверно увеличивался уровень негативных эмоциональных переживаний как в учебной деятельности (с 16,1±0,48 до 18,4±0,43 балла, р≤0,05), так и в повседневной жизни (с 10,1±0,23 до 18,5±0,38 балла, р≤0,05). Уровень тревожности у студентов также повышался во всех сферах жизнедеятельности с 15,8±0,37 до 18,6±0,44 балла (р≤0,05) на учебных занятиях и с 11,2±0,44 до 19,2±0,24 балла (р≤0,05) в повседневной жизни (см. таблицу).

В этой связи в период дистанционного обучения отмечалось увеличение в 2,7 раза числа студентов с высоким уровнем тревожности и в 2,3 раза студентов с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний на учебных занятиях (рис. 1).

Аналогичная ситуация определена и при анализе данных распределения студентов в зависимости от уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний в повседневной жизни. Так, в период дистанционного обучения число студентов с высоким уровнем тревожности увеличилось в 1,9 раза, а с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний соответственно в 1,7 раза.

Установлено, что уровень стресса у студентов в период дистанционного обучения был в 1,4 раза выше, чем в период традиционного обучения, и в среднем составил соответственно 113,5±15,2 и 182±11,8 балла (р≤0,05). Отмечено, что в период дистанционного обучения увеличилось в 2,1 раза число студентов, имеющих высокий уровень стресса, – с 18,2 до 38,5% обследованных и уменьшилось в 3,3 раза студентов с низким уровнем стресса – с 48,6 до 14,9% обследованных (рис. 2).



ОБСУЖДЕНИЕ

В данный момент дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из актуальных нововведений в российском образовании, внедряются на всех его уровнях и стали особо востребованными в условиях сложившейся пандемии COVID-19 и необходимости соблюдения режима самоизоляции. Психологи отмечают, преобладающее большинство участников дистанционных учебных курсов оказываются неподготовленными к инновационной форме учебной деятельности [7]. Существенное влияние на психологическое здоровье студенческой молодежи в рамках электронного образовательного пространства вуза оказывает интенсивность взаимодействия с информационно-компьютерными технологиями и средствами их реализации [8, 9]. В этой связи является актуальным и своевременным исследование особенностей формирования уровня стресса и факторов, его формирующих, у студентов, обучающихся в условиях электронного образовательного пространства вуза. Публикации исследований в последнее время на эту тему свидетельствуют о существенном изменении условий и образа жизни обучающихся, а также о формировании новых рисков здоровья в условиях цифрового образовательного пространства. Так, на примере школьников В.Р. Кучма и соавт. установили, что дистанционное обучение (ДО) детей и подростков в условиях самоизоляции в период эпидемии COVID-19 внесло существенные изменения в жизнедеятельность и повлияло на их самочувствие, указывающее на проблемы в состоянии здоровья [10]. В период 27 апреля – 26 мая 2020 г. проведенный анонимный опрос с использованием онлайн-конструктора Google Forms 29 779 обучающихся 5–11-х классов из 79 регионов России показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшая продолжительность «школьных учебных занятий» и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7% соответственно); у 46,7% увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 ч и более отметили 77,2% респондентов; снижение продолжительности прогулок – 68,3% и физической активности – 55,2% детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1% указали, что смартфон использовался для ДО. У 30,7% опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% – карпально-туннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4% школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО. Установлено, что в период эпидемии COVID-19 отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, что указывает на необходимость гигиенического регламентирования ДО и разработки программы действий в подобных условиях с целью снижения риска нарушения здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и ДО.

Учитывая изложенное выше, становится очевидным необходимость проведения таких же масштабных исследований и среди студенческой среды для уточнения всех рисков здоровью в условиях цифрового информационного пространства, отработки системы мониторинга состояния здоровья студентов, в том числе их уровня тревожности и стресса, связанных с дистанционным образованием, а также разработки эффективных мер по профилактике формирования отклонений в психическом здоровье, связанных с постоянным психоэмоциональным напряжением.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период дистанционного обучения у студентов увеличивается уровень стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что может создавать риски снижения академической успеваемости обучающихся на фоне ухудшения общего самочувствия в результате чрезмерного и бесконтрольного использования технических средств обучения, применяемых при дистанционном обучении.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Сетко Нина Павловна (Nina P. Setko) – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация
Е-mail: nina.setko@gmail.com
https://orcid.org/0000–0001–6698–2164

Булычева Екатерина Владимировна (Ekaterina V. Bulycheva)* – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация
Е-mail: e-sosnina@mail.ru
https://orcid.org/0000–0002–2915–2046


ЛИТЕРАТУРА

1. Цирюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6 (96). С. 92–95.
2. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176–185.
3. Воробьева Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография. Архангельск: Поморский ун-т, 2011. 123 с.
4. Григорян Н.А., Колмакова Т.С., Галустян Л.К. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РостГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 31–37.
5. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Москва: АПН СССР, 1988. 166 с.
6. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум / М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
7. Леонова И.И. Влияние информационных технологий на психологическое здоровье студентов // Перспективы науки. 2013. № 9 (50). С. 45–58.
8. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования // Оренбургский медицинский вестник. 2019. № 2 (26). С. 68–72.
9. Дружилов С.А. Гигиенические аспекты информационно-технологической зависимости человека в новой реальности // Гигиена и санитария. 2019. № 98 (7). С. 748–753.
10. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.