Возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID-19

07 октября 2021
Кафедра общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России создана в 2011 г. Переход к практико-ориентированному подходу в образовательной деятельности определил высокое значение необходимых умений и навыков в обучении медицинских работников. Именно это обстоятельство, обусловленное изменением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), позволило выпускникам, обучающимся по специальностям 31.05.02 «педиатрия», 31.05.01 «лечебное дело», 32.05.01 «медико-профилактическое дело», 30.05.02 «медицинская биофизика», 31.05.03 «стоматология», после окончания вуза приступать к  профессиональной деятельности без прохождения дополнительных образовательных циклов и программ (клинической ординатуры, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации) [1, 2]. Таким образом, законодательно закреплено право врачей на осуществление профессиональной деятельности с несением полной юридической ответственности за качество оказания медицинской помощи [2].

Цель – провести анализ деятельности кафедры общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России при реализации образовательных программ и оценить возможности освоения практических навыков в условиях дистанционного обучения.


МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Среди основных задач кафедры общей медицинской практики с момента ее основания уделяется особое внимание качеству преподавания и контролю над формированием практических навыков и умений студентов с первого года обучения. Компетентностный подход позволяет сформировать целостную образовательную модель, включающую теоретические знания, касающиеся целей выполнения манипуляций, показаний, противопоказаний к их использованию, возможностей альтернативных методик и освоения техники выполнения навыков. Практическая подготовка обучающихся определяется, в частности, многократным повторением выполнения определенного алгоритма действий [1, 3].

Этические проблемы подготовки специалистов медицинского профиля по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи (сердечно-легочная реанимация, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей) или по оказанию медицинской помощи при редко встречаемых заболеваниях не позволяют полноценно реализовать образовательную программу на реальных больных [4, 5]. Кроме того, возникающие правовые взаимоотношения между пациентом и медицинской организацией определяют административную и уголовную ответственность за возникновение ятрогенных осложнений в результате инвазивных манипуляций, что также не позволяет приобрести студенту или молодому специалисту базовые практические навыки. Следует отметить, что нормы приказа Минздравсоцразвития России от 15.01.2007. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» обязывают использовать в образовательном процессе симуляционные технологии. В частности, указывается, что к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах или фантомах.

Кроме обучения студентов, на кафедру общей медицинской практики возложен контроль за прохождением учебно-производственных практик: «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности» для студентов, обучающихся по специальностям «педиатрия», «лечебное дело», «стоматология», «сестринское дело»; «клиническая учебная практика “Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей“» для студентов, обучающихся по специальностям «педиатрия», «лечебное дело», «стоматология», «сестринское дело», «медицинская биофизика», «медико-профилактическое дело». Кроме этого, на базе кафедры организованы учебные практики для обучающихся по специальности «сестринское дело» уровня подготовки бакалавриат – «Ознакомительная практика», «Сестринский уход», «Манипуляционная практика», «Преддипломная практика»1. Также на кафедре проводится контроль за производственной практикой «Практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (помощник младшего медицинского персонала)» для студентов I курса по специальности «лечебное дело».

Таким образом, реализация образовательного процесса подразумевает освоение основных образовательных программ с формированием практических компетенций, в том числе с использованием симуляторов и манекенов, что подразумевает исключительно очное присутствие студентов на практических занятиях.


РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, и применение мер самоизоляции привели к необходимости использования дистанционных образовательных технологий [6]. Результаты обучения при использовании интерактивных методик в настоящее время не определены и требуют дополнительного изучения [7–9].

Законодательная база возможностей использования дистанционных методов в высшей школе в настоящее время достаточно проработана. Обучение в подобном формате регламентируется нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в ст. 16 указано о возможности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на основе применения информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников2. Дистанционное обучение также регламентировано ФГОС III поколения3. Порядок реализации образовательных программ установлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [10]4. Обеспечение процесса обучения медицинских кадров с использованием дистанционных образовательных технологий в рамках непрерывного образования предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве приоритетной стратегии развития системы здравоохранения5. Указывается, что использование виртуальных аналогов специально оборудованных учебных помещений позволяет обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. Подобные инновационные модели обучения успешно применяются в рамках образовательного процесса высшей школы по немедицинским специальностям [11].

Для медицинского вуза, обучение в котором представляет необходимость тесного контакта студента с преподавателем, пациентами, иными представителями медицинского сообщества, а также закрепление навыков на практике, обучение с использованием исключительно электронных методик повсеместно введено впервые [12]. Таким образом, только предстоит установить степень внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс подготовки медицинских кадров и их отдаленные последствия на качество подготовки специалистов.

Опубликованные на основании Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 2396, приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.2020 № 1737 и Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 1038, постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 1219 приказы ректора Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета от 03.04.2020 № 194–010 и приказ от 12.05.2020 № 244–011 определили дистанционный формат образовательного процесса для обучающихся I–VI курсов всех факультетов и уровней подготовки. Для проведения практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России предоставлена интернет-программа Discord [10, 13–15].

В рамках образовательной деятельности использованы основные преимущества платформы Discord: возможность голосовых и текстовых сообщений, обмен файлами любых форматов, возможность установки приложения не только на персональный компьютер, но и на мобильный телефон, планшет, а также работа в любом интернет-браузере без скачивания; создание отдельных каналов для групп студентов, проверка посещаемости [16].

Оперативность в реорганизации образовательного процесса связана и со знакомством профессорско-преподавательского состава кафедры с возможностями дистанционного обучения, осуществляемого в рамках непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных образовательных модулей, вебинаров и онлайн-конференций [17].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение дистанционных занятий учитывает требования санитарно-гигиенических норм. Подготовка к занятиям при формировании расписания проходила с исполнением требований, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03»12. Особенности в распределении часовой нагрузки возникли в связи с необходимостью использования у студентов I курса видеодисплейных терминалов и персональных электронных вычислительных машин (персональных компьютеров).

При необходимости освоения каждой темы цикла «Клиническая учебная практика “Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей”» за 2–4 академических часа (90–180 мин) оптимальное время учебных занятий для студентов I курса составляет 60 мин. Использованные позиции пунктов 2.2 и 2.3 приложения № 7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» позволили увеличить время практического занятия до 2 академических часов при уменьшении времени непосредственной работы с видеодисплейным терминалом или персональным компьютером и выделении времени на физкультпаузы или проведение упражнений для глаз13.

Профессорско-преподавательским составом кафедры сформировано расписание практических занятий с использованием дистанционных ресурсов. Для каждой группы студентов на платформе Discord созданы текстовые и голосовые каналы, позволившие не только организовывать занятия в формате онлайн-конференции, проводить опрос студентов по теме занятия, но и обмениваться текстовыми сообщениями (результатами тестовых заданий, рефератов, студенческих и обучающих презентаций). Технология прямого эфира GoLive с использованием режима Stream позволила транслировать студентам обучающие презентации и видеофильмы. Отображение списка присутствующих на занятии, а также возможность постоянного голосового общения позволили своевременно отмечать присутствующих студентов. Кроме того, возможность подключения одновременно 50 студентов позволила переводить студентов на другой канал при проблемах интернет-соединения.

Программа образовательного цикла «Клиническая учебная практика ”Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей”» представляет собой 72-часовой курс, включая самостоятельную работу студентов. Традиционно обучение в весенний семестр посвящено формированию навыков по уходу за хирургическими и травматологическими пациентами, а также по оказанию первой медицинской помощи. Выделены следующие темы: «Подготовка больных к инструментальным методам исследования», «Подготовка больных к хирургическим  вмешательствам», «Уход за больными в периоперационном периоде», «Организация и проведение ухода за травматологическими больными», «Основы десмургии», «Питание», «Температура тела, уход за лихорадящими больными», «Простейшие физиотерапевтические процедуры», «Понятие о реанимации, методика и техника простейших реанимационных мероприятий» [18]. По всем темам предусмотрено овладение практическими навыками. Дистанционный формат обучения определил необходимость пристального внимания со стороны преподавателей кафедры к формированию базы практических компетенций, овладение которыми предусмотрено ФГОС, а также банка оценочных средств. Интерактивное обучение исключает возможность освоения темы, создавая имитацию – клиническую ситуацию in situ. Таким образом, наглядность предоставляемой информации, качество визуализации являются важнейшими составляющими занятий, проходящих в условиях дистанционного обучения. Данное обстоятельство по внедрению иллюстрированных дидактических материалов при дистанционном обучении реализовано в рамках проводимой на кафедре общей медицинской практики студенческой научной работы «Оптимизация образовательных технологий при использовании инструментов бережливых технологий», созданием унифицированных презентаций [19]. Трудности в понимании обучающимися больших объемов текстов, представленных на слайдах, обусловили необходимость их замены наглядными иллюстрациями и алгоритмами.

Оценка формирования практических навыков и умений в условиях дистанционного формата обучения определила необходимость реорганизации образовательного процесса с увеличением удельной доли теоретического материала во время проведения практического занятия и выделения дополнительного времени на его практическое закрепление во внеучебное время. Так, компетенций по навыкам, не требующим использования специального симуляционного оборудования (десмургия, физиотерапевтические методы лечения, компрессы разных типов), оценивались преподавателями по фотографиям, присланным студентами с последующим оцениванием в личной переписке или на очередном семинаре. В то же время оценка формирования практических навыков по инвазивным манипуляциям (зондирование желудка, уход за стомами, парентеральное введение лекарственных средств), а также умений оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (алгоритм сердечно-легочной реанимации, обеспечение проходимости дыхательных путей, в том числе оказание помощи пациентам с инородным телом, транспортная иммобилизация с помощью табельных шин и подручных средств, методы временной остановки различных видов кровотечения, в том числе наложение артериального жгута) при использовании дистанционных образовательных технологий является косвенной и требует изучения выживаемости полученных знаний. Подобные выводы приведены и в аналитическом обзоре, выполненном З.З. Балкизовым и А.Ю. Алексеевой в статье «Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения». Указано, что однозначного ответа о возможности дистанционного обучения подобного рода практическим навыкам нет [7]. Следовательно, формирование мануальных навыков оказания экстренной и неотложной медицинской помощи с оценкой правильности их выполнения в условиях дистанционного обучения затруднительно.

Данное обстоятельство является причиной повышения ответственности обучающихся за качество приобретаемых теоретических знаний и практических навыков, а также преподавателей за эффективность и доступность разъяснения учебного материала. С этой целью в образовательный процесс внедрено использование методов активного обучения (case-based-learning – обучение на основе случая), решение ситуационных задач, обсуждение клинических примеров и сценариев, алгоритмизация выполняемых мануальных навыков, а также помощь тьюторов [20–22].

Дифференцированный зачет в рамках промежуточной аттестации студентов по образовательным модулям проводился в соответствии с утвержденным на кафедре общей медицинской практики учебным планом. Билетная программа включала освещение теоретических вопросов, а также демонстрацию практических умений. Последняя часть в рамках интерактивной аттестации заменена на объяснение алгоритма выполнения практического навыка. Периодическая аттестация по изученному образовательному модулю проводилась также дистанционно в системе Discord в строго отведенное для каждого студента время с использованием технологии видеоконференции. С целью объективизации оценки знаний обучающихся при проведении зачетов использованы программы генераторов случайных чисел.

В рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских сестер и студентов, изъявивших желание работать с пациентами, госпитализированными в инфекционные стационары с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, по специальностям «инфекционные болезни», «сестринское дело», «сестринское дело в педиатрии» разработана рабочая программа «Организация сестринского ухода за пациентами с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в условиях детского стационара» общим объемом 36 академических часов. Программа состоит из 4 онлайн-презентаций: «Эпидемиология, этиология и патогенез новой коронавирусной инфекции COVID-19», «Клиническая картина новой коронавирусной инфекции COVID-19», «Методы лабораторной и инструментальной диагностики и основные направления лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19» и «Основы дезинфекции и работы в очагах инфекций, регулируемых международными медико-санитарными правилами», реализована дистанционно на базе интернет-ресурсов Moodle и Discord. Итоговый контроль проводится путем тестирования по изученным темам, а также собеседования с преподавателем в программе Discord на специально созданном закрытом голосовом канале и решения ситуационных задач (кейсов). Обучение прошли 168 медицинских сестер, работавших в условиях карантина или в очагах новой коронавирусной инфекции COVID-19. Низкий исходный уровень теоретических знаний и практических навыков в соблюдении противоэпидемического режима подтвердил актуальность разработанной программы [23].

Таким образом, выделены следующие проблемы, решение которых должно способствовать определению места интегрированных дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе по формированию практических навыков.
  • Адаптация методологической основы преподавания с ориентацией на дистанционный формат обучения.
  • Роль и место освоения практических навыков в процессе высшего медицинского образования.
  • Определение четких критериев оценки знаний студентов и их формализация (внедрение объективного структурированного клинического экзамена).
  • Создание платформы для дистанционного обучения, обладающей возможностью ведения дискуссий.
  • Технические проблемы, связанные с бесперебойной работой интернет-соединения.
  • Эмоционально-психологические особенности и проблемы в общении «преподаватель–экран– студент».
  • Определение возможности повторения изученных практических навыков в формате факультативной подготовки на старших курсах, определение правильности их формирования в симулированных условиях при стабилизации эпидемиологической обстановки, а также роли тьюторского движения в организации подобных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экстренный переход очного обучения на дистанционный формат позволил не только продолжить учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми высшей школой, но и стандартизировать подходы к подаче материала. Выявленные проблемы, касающиеся возможностей получения практических навыков в дистанционном формате, требуют изучения выживаемости знаний, полученных в данный период, и использования в учебном процессе дополнительных занятий для практической подготовки и работы на симуляционном оборудовании. Создание тьюторского движения наряду с волонтерством позволит повысить качество освоения практических навыков, преумножая образовательные ресурсы всех кафедр, и обеспечить доступность подготовки студентов во внеучебное время.



Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.09.2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» (уровень бакалавриата)» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 05.10.2015 № 39150).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 08.06.2020). ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 965 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 31.05.02 «педиатрия» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.2020 № 59452).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 18.09.2017 № 48226).
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf.
Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.2020 № 173 «О деятельности организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2020 № 57788).
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
10 Приказ ректора ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России № 194–0 от 03.04.2020.
11 Приказ ректора ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России № 244–0 от 12.05.2020.
12 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в дей-ствие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03».
13 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация:

Лисовский Олег Валентинович (Oleg V. Lisovskii)* – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей медицинской практики
E-mail: oleg.lisovsky@rambler.ru
https://orcid.org/0000-0002-1749-169Х

Гостимский Александр Вадимович (Alexandr V. Gostimskii) – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсами травматологии и военно-полевой хирургии
E-mail: gostimsky@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-6825-8302

Лисица Иван Александрович (Ivan A. Lisitsa) – ассистент кафедры общей медицинской практики
E-mail: ivan_lisitsa@mail.ru
https://orcid.org/0000-0003-3501-9660

Карпатский Игорь Владимирович (Igor V. Karpatskii) – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общей медицинской практики
E-mail: Ikar122@list.ru
https://orcid.org/0000-0003-0047-6327

Гавщук Максим Владимирович (Maksim V. Gavshchuk) – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей медицинской практики
E-mail: gavshuk@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-4521-6361


ЛИТЕРАТУРА

1. Леванович В.В., Суслова Г.А., Гостимский А.В. Роль и место современных образовательных технологий в медицинском вузе // Педиатр. 2013. Т. 4, № 4. С. 3–7.
2. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и др. Правовые особенности допуска врача-педиатра к профессиональной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 140–148.
3. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПбГПМУ // Педиатр. 2015. Т. 6, № 3. С. 118–122.
4. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и др. Симуляциноный тренинг диагностики и терапии генерализованной формы менингококковой инфекции // Журнал инфектологии. 2020. Т. 12, № 1 S 1. С. 20–21.
5. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Новак К.Е. и др. Эффективная модель симуляционного обучения навыкам оказания неотложной помощи при нарушении дыхания // Журнал инфектологии. 2020. Т. 12, № 2 S 1. С. 76.
6. Иванов Д.О., Чернова Т.М., Павлова Е.Б. и др. Коронавирусная инфекция // Педиатр. 2020. Т. 11, № 3. С. 109–117.
7. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 8–24.
8. Грязнов С.А. Дистанционное обучение во время коронавируса // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2020. С. 20–23.
9. Eachempati P., Ramnarayan K. Ten maxims for out of class learning to outclass the academic challenges of COVID-19 // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 89. DOI: https://doi.org/10.15694/mep.2020.000089.1
10. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Орел В.И. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование // Педиатр. 2020. Т. 11, № 3. С. 5–12.
11. Попков В.М., Протопопов А.А., Садчиков Д.В. Инновации в высшем медицинском образовании // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. № 10 (1). С. 139–141.
12. Полиданов М.А., Блохин И.С., Кондрашкин И.Е. и др. Анализ опыта дистанционного обучения в вузе (на примере ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России) // Modern Science. 2020. № 8–2. С. 244–253.
13. Карелина Н.Р., Хисамутдинова А.Р., Артюх Л.Ю. и др. Преподавание дисциплины «Анатомия человека» в новых условиях в период эпидемии COVID-19 // Педиатр. 2020. Т. 11, № 3. С. 13–22.
14. Методические рекомендации по использованию Discord в образовательной организации / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М. Горького» городского округа город Уфа республики Башкортостан. Уфа, 2020.
15. Саркисян З.М. Положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения как выход из сложившейся ситуации 2020 года // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6–2. С. 364–368.
16. Инструкция по использованию Discord для дистанционного обучения // Учебное пособие Сарапульского политехнического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова». Сарапул, 2020.
17. Балкизов З.З., Улумбекова Г.Э., Палевская С.А. Новое в развитии медицинского образования в РФ: непрерывность и аккредитация специалистов // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2016. № 5 (129). С. 3–11.
18. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Лисица И.А. и др. Основные понятия и практические навыки в цикле «Учебная практика» // Учебное наглядное пособие для студентов 1 и 2 курсов. Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2020.
19. Лисовская Е.О., Лисица И.А. Перспективы оптимизации образовательного процесса путем внедрения инструментов бережливого производства // FORCIPE. 2020. Т. 3, № S. С. 746–747.
20. Гостимский А.В., Лисица И.А., Прудникова М.Д. и др. Подготовка тьюторов для обучения студентов младших курсов как переходный этап освоения чек-листов для прохождения первичной аккредитации специалистов // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 2 (22). С. 36.
21. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и др. Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3 (39). С. 41–55.
22. Толмачев И.В., Рипп Е.Г., Тропин С.В. и др. Разработка информационной модели клинических сценариев на базе обучающего симуляционного центра // Бюллетень сибирской медицины. 2014. Т. 13, № 4. С. 118–122.
23. Лисовская Е.О., Лисица И.А. Оценка выживаемости знаний студентов по соблюдению противоэпидемического режима в очагах инфекций, регулируемых международными медико-санитарными правилами // FORCIPE. 2020. Т. 3, № S. С. 323–324.