Журнал "Медицинское образование и профессиональное развитие"

Новая норма: необоснованные ожидания. Принципы FAIR. Сходятся ли британские экзаменаторы во мнении относительно оценок уровня знаний студентов? Новая норма: изменение роли студентов, сокращение сроков обучения медицинским специальностям
В сообщении описан опыт Фонда помощи Армении (ФПА), полученный при разработке локальной программы непрерывного медицинского образования (НМО) для врачей, работающих в регионах Армении. Представлены цели и результаты этого проекта. Программа предусматривает получение врачами передовых знаний без выезда за пределы страны и без обременительных дополнительных затрат.
В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в системе российского здравоохранения оперативно принимались решения, повлекшие за собой элементы структурных изменений, в том числе в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. На примере врачей-онкологов коллективом авторов детально описаны особенности проведения аккредитации медицинских работников в 2021 г.
В статье представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Были проанализированы положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Сделан вывод о том, что полный переход на дистанционное обучение возможен только как экстренная мера. Дистанционные образовательные технологии, несмотря на их важность, могут использоваться в медицинском вузе лишь в качестве дополнительного обучения.
В статье рассматриваются перспективные направления проблемы внедрения электронного обучения и профессионально-ориентированных IT-технологий в учебный процесс медицинского университета. Приводится обзор установленных специализированных программных продуктов. Рассматриваются основные задачи и условия для формирования системы управления знаниями в сфере университетского образования.
В статье обоснованы возможности и преимущества практико-ориентированного преподавания курса микробиологии; приведен обзор различных методов активизации познавательной активности студентов в образовательном процессе, используемых при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.
Реализация доктрины компетентностного подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам уровня специалитета, ординатуры. Наряду с традиционными формами обучения появляются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых возможно повышение эффективности формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Переход от традиционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов.
Диагностический подход Point-of-care ultrasound (POCUS) в последнее десятилетие доказал свою клиническую эффективность и потому требует более широкого внедрения в практику врачей разных специальностей. Это требование ставит перед медицинским образованием задачу грамотной организации учебного процесса, которая представляется трудной в условиях небольшого количества информации по данному вопросу.
В 2020 г. на кафедре анатомии человека ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России проведено исследование по изучению мнения студентов о дистанционном обучении. Методом исследования был анкетный опрос среди студентов II курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов (всего 270 человек). Результаты исследования позволили определить недостатки в методике проведения дистанционных занятий в формате видеоконференций и предложить пути решения выявленных проблем.
В статье представлены современные методологические подходы к оценке знаний и умений у студентов III курса факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии по дисциплине «Микробиология, вирусология». Нами продемонстрирован вариант ситуационной задачи и чек-листа, позволяющий провести объективную и комплексную оценку сформированных профессиональных навыков, что подготовит будущего выпускника медицинского вуза к успешному прохождению первичной аккредитации специалиста.
Существует значительное количество исследований, указывающих на преимущества таких педагогических подходов, как проблемно-ориентированное обучение (PBL – problem-based learning) и важность развития профессиональных качеств врача в медицинском образовании. Цель настоящего обзора – изучение имеющихся в мировой литературе данных, посвященных взаимосвязи PBL с развитием профессиональных качеств у студентов-медиков старших курсов.
Это руководство AMEE посвящено разработке и созданию опросных листов для самостоятельного заполнения, обычно называемых анкетами. Анкеты широко используются при проведении научных исследований в области медицинского образования.