Будущее в детях. Как Свердловская область поддерживает одаренную молодежь

24 сентября 2021

Свердловская область является одной из крупнейших образовательных площадок в России. Среди приоритетов региональной политики — поиск, развитие и поддержка одаренных детей. В регионе действуют крупные образовательные проекты «Золотое сечение», «Уральская инженерная школа», «Агрошкола», призванные раскрыть детский потенциал и обеспечить кадровую безопасность в самых разных сферах.

В учебном сезоне 2021-2022 гг. в Свердловской области за парты сели около 515 тыс. учеников, из них 61 тыс. — первоклассники. Для школьников в регионе действует и мощная система дополнительного образования.

Поддержка талантливой, целеустремленной молодежи, упрочение социального положения учащихся молодых уральцев является одним из приоритетных направлений работы в Свердловской области»,— подчеркивает губернатор Евгений Куйвашев

Среди ключевых показателей развития на 2021 год, в задачи органов образования входит увеличение до 76% доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. Для этого задействованы региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, центр цифрового развития детей «IT-куб» («Цифровая образовательная среда»), сеть детских технопарков «Кванториум».

Кроме того, в регионе действуют образовательные проекты «Золотое сечение», курсы «Младшая сестра милосердия», готовится к строительству «Губернаторский» лицей в микрорайоне Солнечный Екатеринбурга.

«Уральский Сириус»

Свердловская область стала пилотной площадкой по созданию регионального центра поддержки одаренных детей. Центр получил название «Золотое сечение», он является аналогом сочинского центра для одаренных детей «Сириус», поэтому неофициально его называют «Уральский Сириус». В нем дети занимаются интеллектуальной деятельностью, ведут научные исследования, выполняют аналитические, прикладные и технологические работы.

Образовательный центр «Сириус» был создан в Сочи в 2014 году по инициативе президента России Владимира Путина на базе объектов Олимпийского парка. Направленность его деятельности — создание и масштабирование глобального проекта по поддержке одаренных детей со всей России. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет.

Указ о создании аналога «Сириуса» — фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Уральский образовательный центр "Золотое сечение"» губернатор Евгений Куйвашев подписал в марте 2017 года. Обучение детей проводится по дополнительным общеобразовательным программам на основе методик, предложенных «Сириусом».

Данная работа вписывается в концепцию, о которой говорил президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. У нас есть площадки, на которых мы сможем учить одаренных детей, предоставив им возможность раскрыть все грани таланта»,— подчеркнул Евгений Куйвашев.

По словам губернатора, создание аналога в регионе стало ответом на запрос по формированию высокопрофессионального кадрового резерва.

«Для выхода региона в тройку субъектов-лидеров России нужна системная работа с молодежью, построенная по принципу: поиск — поддержка — продвижение талантов — развитие человеческого капитала — социально-экономическое развитие региона. Такой подход и позволил нам стать первым регионом, где в сотрудничестве с “Сириусом” создается свой проект по выявлению, поддержке, обучению и сопровождению одаренных детей»,— пояснял Евгений Куйвашев.

Детей обучают по методике проектной деятельности, когда участники процесса задействованы во всем цикле реализации проекта. Все индивидуальные и групповые инициативы содержат решения актуальных проблем и задач региона. Задействованы четыре направления: «Наука», «Искусство», «Спорт», «Промыслы». До 2024 года в «Уральском Сириусе» планируется обучить 14,4 тыс. человек. Работа при организации отбора на специализированные смены проходит в тесном контакте с образовательным центром «Сириус».

Работа регионального центра «Золотое сечение» получила высокую оценку от члена президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию, сопредседателя центрального штаба ОНФ Елены Шмелевой. Она посетила «Уральский Сириус» в августе в рамках рабочей поездки на Урал. По ее словам, центр отличается профессиональной системной работой со школьниками и наставниками, высоким уровнем квалификации преподавателей.

Модель "Сириуса" — это дотянуться до каждого школьника, используя потенциал очень сильных педагогов. В "Золотом сечении" точно также. Если при его открытии мы говорили об охвате 10% детей региона как целевом значении, то сейчас можно уверенно заявлять о расширении этого показателя. Кроме того, фонд отличается большим числом партнеров — высокотехнологичных предприятий, которые заинтересованы в подготовке творческих сотрудников уже со школьной скамьи. И это настоящий переворот»,— подчеркнула Елена Шмелева.

Она отметила, что выстроенная в регионе система работы с одаренными детьми, поддержки талантов у молодежи дает результат: представители уральской молодежи стали чаще появляться среди участников конкурса «Большие вызовы», а также в числе абитуриентов, поступающих в вузы без экзаменов. Юные свердловчане успешно выступают на различных международных соревнованиях и конкурсах, стабильно занимают высокие места на Всероссийских олимпиадах. Так, в этом году выпускник гимназии №9 Екатеринбурга Александр Трофимов в составе сборной России завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по химии, а семиклассница из Первоуральска Мария Миллер стала победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена».

Юные жители региона регулярно выезжают на уральские смены в «Сириус». Всего за пять лет сотрудничества опыт работы в его проектных командах приобрели 540 юных жителей региона.

«Губернаторский лицей»

В 2020 году губернатор Евгений Куйвашев и председатель совета директоров «Форум-групп» Олег Черепанов подписали соглашение о сотрудничестве в развитии социально-образовательного кластера в микрорайоне Солнечный в Екатеринбурге. Первым шагом к реализации проекта станет строительство современной школы, которая станет ядром будущего кластера. Она уже получила название «Губернаторский лицей». В июле правительство региона включило строительство образовательного центра в госпрограмму Свердловской области.

Мы сегодня благодаря сотрудничеству по линии "Сириуса" применяем совершенно новые подходы в образовательной сфере, внедряем самые инновационные методы, строим школы совершенно нового формата. У нас уже несколько школ таких есть, и мы сейчас строим лицей в микрорайоне Солнечный, который будет отвечать самым современным стандартам, будет создан с учетом прогрессивных строительных практик. Мы действительно собрали самые лучшие практики, в том числе многое взяли из вашего центра»,— отмечает Евгений Куйвашев.

В рамках образовательного кластера будет возведен Центр художественной и эстетической гимнастики, который станет одной из площадок Всемирных студенческих игр (Универсиады-2023), а также построен детский сад на 300 мест. Все объекты будут связаны единым общественным пространством — парком «Солнечные аллеи».

Подготовка уральских инженеров

С 2016 года в Свердловской области реализуется проект «Уральская инженерная школа», поддержанный губернатором Евгением Куйвашевым. Он направлен на повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей. Его основная цель — обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возращения отечественным предприятиям технологического лидерства. Проект действует в рамках комплекса мероприятий, запланированных до 2034 года включительно.

«Уральская инженерная школа» вызвала интерес и у первых лиц страны. «У нас десятилетиями не хватает на рынке труда таких людей, специалистов высокого класса, востребованных сегодня. И то, что в Свердловской области, в одном из центров нашего промышленного потенциала, такая работа вами проводится, это очень здорово»,— оценил ранее «Уральскую инженерную школу» президент России Владимир Путин. Заместитель председателя Совета безопасности РФ, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев добавил, что за созданием новых кадров последует и качественный скачок развития новых производств.

Только уделяя внимание рабочим профессиям, подготовке инженерных кадров, можно создавать новые высокоэффективные, высокопроизводительные рабочие места и, соответственно, осваивать новые производства», — считает Дмитрий Медведев.

По итогам реализации проекта, регион должен, в частности, увеличить долю выпускников технической направленности, трудоустроенных по полученным профессиям и специальностям в течение года после окончания обучения — с 53% в 2014 году до 80% в 2030 году. Кроме того, с 17,5 тыс. человек в 2014 году до 36,5 тыс. человек в 2020 году должно увеличиться количество детей, получающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Аграрии пошли в школу

На Среднем Урале с 2019 года действует инновационный образовательный проект «Агрошкола». Он призван готовить новые кадры для села и включает пять образовательных программ, рассчитанных на разный возраст участников с 1 по 11 класс: «Ветеринария», «Биоинженерия», «Сити-фермерство», «Инженерные технологии», «Введение в агробизнес». Проект реализуется при поддержке министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, областного министерства образования и молодежной политики и Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ). Его первыми участниками стали 270 школьников из Ревды, Асбеста, Сысертского и Новоуральского городских округов, Екатеринбурга, поселков Горный Щит и Шабровский. Всего планируется обучить более 500 человек.

Агропромышленный комплекс региона развивается уверенными темпами. А это значит, что вопрос профессиональных кадров для АПК актуален всегда. Мы очень надеемся, что в скором времени профильные аграрные классы будут существовать во всех муниципальных образованиях региона, и это поможет выстроить модель непрерывного образования "детский сад – школа – вуз"», – пояснил министр АПК и потребительского рынка Свердловской области Артем Бахтерев.

Уроки будут проходить в лабораториях, теплицах и отраслевых предприятиях. В рамках обучения в отраслевых классах дети знакомятся с новейшими технологиями в растениеводстве, современными технологиями производства продуктов питания, изучают оказание первой помощи животным, узнают о применении различной сельскохозяйственной техники в аграрном производстве, особенностях ведения агробизнеса. Все программы включают учебный модуль по проектной деятельности, благодаря которому школьники учатся создавать собственные научные проекты.

Интересным итогом работы проекта за прошедший учебный год является то, что у нас начал формироваться институт наставничества. Например, выпускники "Агрошколы", будучи студентами нашего университета, принимали участие в научном проектировании учеников своей родной школы №7 в Ревде. Радует, что во многих школах-партнерах проекта появились собственные экспериментальные площадки в виде теплиц для выращивания овощных культур»,— рассказала директор Центра профессионального развития молодежи УрГАУ Ольга Чеченихина.

По ее словам, школьники успели реализовать свои научные проекты в теплицах и достойно презентовали их на Всероссийской конференции школьников «На пути к познанию», которую вуз проводит ежегодно. Благодаря этому они заработали дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в УрГАУ.

Воспитание сестер милосердия

На фоне сложной обстановки, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, правительство Свердловской области уделяет повышенное внимание сфере здравоохранения.

Так, в Артемовском началась реализация программы по подготовке сестер милосердия. Курс «Младшая сестра милосердия» для учащихся школ — современный аналог учебно-производственного комбината. Он направлен на то, чтобы показать детям трудности работы медицинских специалистов изнутри, рассказать, как важно следить за собственным здоровьем, а также окружающих людей. Программа состоит из 260 часов теории и практики. Вести занятия будут профессионалы – медицинские работники.

Мы набрали две группы учеников. Идея состоит в том, чтобы показать ученикам труд медика изнутри, научить элементарным знаниям по оказанию помощи больным и главное, чтобы школьники поняли, как важно ответственно относиться к собственному здоровью»,— пояснила директор Центра образования и профориентации Артемовского Наталья Холоткова.

Для уроков подготовлен кабинет с наглядными пособиями, медицинскими манекенами, инструментами, расходными материалами. Практика будет частично проходить в стенах больницы. В конце учебного года пройдет квалификационный экзамен. «Надеюсь, эпидобстановка позволит нам воплотить всё, что задумано. Буду рад, если в процессе обучения дети поймут, что медицина – это их призвание, поступят в медицинский колледж или вуз, а затем придут работать в нашу больницу. Надеемся на это»,— комментирует главный врач Артемовской центральной больницы Андрей Карташов.

В Свердловской области поиск, развитие и поощрение талантливой молодежи давно стало неотъемлемый частью политики, планомерно воплощаемой в жизнь.

Минобрнауки: более половины студентов вузов составляют девушки
Более половины обучающихся в вузах России – это девушки. С таким заявлением выступила замминистра науки и ...
Дмитрий Чернышенко: В Москве запустили первую в стране экосистемную межвузовскую квантовую сеть
В Москве запустили первую в России экосистемную межвузовскую квантовую сеть с открытым доступом. Она объе...
СибГМУ планирует "пересобрать" систему подготовки медицинских кадров
Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ) вошел в число 106 российских вузов, которые получат...
Все новости
Подписаться на расылку
Нажимая кнопку «подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта