Ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова: «Врача надо вооружить знаниями также, как скальпелем и таблеткой!»

15 сентября 2022

Реалиям медицинского образования и проекциям будущего посвящено второе пленарное заседание Первого Конгресса РОСМЕДОБР, открывшегося 15 сентября 2023 года в Москве.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова выступила с докладом «Облик российского здравоохранения: проекции будущего». Она отметила, что система здравоохранения – одна из сложнейших организационных систем, потому что пациенты уникальны и у них постоянная потребность в медицинской помощи и при этом человеческий организм изучен не полностью.

- Система здравоохранения не может существовать без системы медицинского образования, которое и готовит для нее медицинские кадры. Фармацевтическая промышленность готовит лекарства, медицинская промышленность - медицинское оборудование, информационные технологии проникли везде, но все это невозможно без медицинской науки, которая должна определять оптимальные балансы, - заявила она.

В период 1994-2022 гг., по ее мнению, сформировалось много проблем и дисбалансов, главный из которых между необходимостью решения системных проблем отрасли и недостаточным объемом финансирования.

- Главная проблема – дефицит кадров, который не соответствует потребностям населения в бесплатной медицинской помощи, - подчеркнула ректор ВШОУЗ.

Эксперт также отметила наличие перекосов во внедрении высоких технологий, а также между профилями медицинской помощи.

- Прекрасно, что дали деньги на онкологию, но при этом уменьшили и тарифы, и объемы медицинской помощи по болезням системы кровообращения. Привнесли информационные технологии в систему здравоохранения, чтобы работа врача была удобней, а в результате неудобных интерфейсов она стала еще тяжелее, - привела она пример.

Организация здравоохранения – это наука о достижении оптимальных балансов между интересами всех участников системы, ограниченными ресурсами и необходимостью решения проблем, разными специальностями и многим другим, считает ученый. По ее мнению, нужно не только решать проблемы, но и сделать это в ситуации технологических перемен.

Кроме названных факторов, определяющих перемены в российском здравоохранении, Гузель Улумбекова обращает внимание на национальную цель, которая должна мотивировать специалистов – продолжительность жизни 78 лет к 2030 году. При этом, она считает, что все зависит от двух составляющих: 1. пациентов, которые приходят, а они меняются; 2. Новых технологий – медицинских, цифровых, организационных.

Эксперт отмечает, что через 10 лет будет заметно старение пациентов, а соответственно, распространение хронических неинфекционных болезней, рост заболеваемости, а значит, будет расти и стоимость лечения. При этом пациенты, особенно их молодая часть, будет хорошо информирована через специальные порталы, соцсети. Как следствие, будет снижаться доверие к знаниям врачей, заметила она, сославшись на проведенные среди врачей опросы.

Важная роль отводится лекарственным разработкам. По словам ректора ВШОУЗ, сейчас в мире в разработке находится примерно 8 тысяч лекарств. Большая их доля приходится на США (44%), Китай (12%), Корея (4%), при этом в ЕС и России эта доля уменьшается.

Согласно опросу различных специалистов, проведенному в 2021 г. профессором медицинской информатики Колумбийского университета (США) Эдварду Шортлиффу, огромную роль будут играть информационные технологии. Так, слияние биоинформатики и трансляционной медицины позволит определить генетические риски болезней и проводить их прицельную профилактику, а соединение интеллектуальных систем и больших данных о пациентах – найти новые корреляции вплоть до первопричин болезней.

Новое научное направление в повышении Качества медицинской помощи (КМП), изучающее методы создания и распространения новых знаний «Трансляция знаний», позволит, уверена Гузель Улумбекова, вооружить врача знаниями также, как скальпелем и таблеткой!

Она также считает, что переменами надо управлять, а для этого необходимы план перехода, оргструктура, которая будет этот план осуществлять, и инструменты – вооруженность медицинских работников и организаторов здравоохранения знаниями.

Ректор ВШОУЗ отметила, что сегодняшние студенты будут работать в 2025-2060 гг. и участникам конгресса РОСМЕДОБР предстоит ответить на вопросы: к чему они должны быть готовы, как и по каким учебникам их будут учить, какими должны быть преподаватели и как формировать новую программу.

Президент Общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество гемофилии» Юрий Жулев рассказал, как выглядит идеальное здравоохранение глазами пациентов. По его мнению, взаимоотношения между врачом и пациентом сегодня поменялись.

- Пациентоорентированная модель предполагает пониманием им сути заболевания, процесса лечения, возможных исходов и, самое главное, понимание собственной роли в этом процессе, - сказал он, добавив, что ни в коем случае не говорит о самолечении.

Вместе с тем, эксперт обращает внимание, что нередко пациент приходит уже с поставленным самому себе диагнозом и ждет от врача назначения метода лечения, который сам себе выбрал. И врачу приходится переубеждать. Юрий Жулев выразил сожаление, что в последнее время доверие врачу, престиж врачебного дела упали и надо приложить серьезные усилия, чтобы эту ситуацию исправить.

Он считает, что новые подходы в коммуникации с пациентом, понимании его роли, взаимоотношения с врачом и многое другое востребованы в образовательном процессе.  

- Кроме врача, в системе здравоохранения еще нужны хорошие менеджеры, - заявил Юрий Жулев.

В качестве примера он привел маршрутизацию, при которой пациенты от разных врачей приходят в кабинет к одной медсестре и проклинают такую систему. После этого удивляться негативному отношению к здравоохранению, по его мнению, не стоит. Подобные вопросы должны быть продуманными, а для этого необходимы грамотные менеджеры, уверен эксперт.

Заместитель директора Центра по научной работе ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России Галина Мельниченко рассказала о том, какие новые компетенции нужны преподавателю медицины. Она заметила, что чаще всего общество ругает образование и медицину, а также рассказала о требуемых компетенциях для преподавателя медицины. В частности, нужен диалог между тем, кто дает фундаментальные знания и клиницистами, координация работы кафедр и крупных федеральных центров, клиническая эрудиция и клиническое мышление.

- Нельзя научить тому, что не умеешь делать сам! - убеждена ученый.

Она также обратила внимание на те изменения, которые привнес в нашу жизнь интернет: больному дал иллюзию полноты информации, студенту облегчил учебу, врачу и педагогу облегчил поиск информации, кроме того, изменил характер отношений больного и врача, а также создал в обществе иллюзию возможности решения всех проблем с помощью новых гаджетов, лекарств, априорной уголовной ответственности врача за смерть больного.

По ее мнению, ковид стал пинком, который дал возможность телемедицинских консультаций, выявил возможности дистанционного обучения и изменил характер отношений больного и врача.

Директор Медицинского института РУДН Алексей Абрамов рассказал, как долго надо готовить компетентного врача. Он отметил, что одна из задач университета, где обучаются студенты из более чем 150 стран, состоит в международном признании их дипломов. Эксперт обратил внимание на различные системы обучения в мире и различные требования подготовки по тем или иным специальностям.

Применительно к российским студентам он посетовал на уровень ЕГЭ. «Многие высокобальники не дотягивают до выпуска, а некоторые ребята, набравшие небольшое количество баллов вполне успешно осваивают программу», - констатировал он.

Директор института также сообщил, что успешно закончивших третий курс студентов отбирают высокомотивированных студентов в небольшие группы и стараются дать им лучших преподавателей. Их интенсивное обучение дает блестящие результаты.

Ректор ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России Алексей Созинов поделился опытом взаимодействия вуза с регионом, практическим обучением и работой с целевиками с позиций новых практик.

- В экспертизу каждого на каждом этапе вовлекаются все – преподаватели, врачи, студенты, которые рядом, - сказал он, добавив, что это дает очень качественный результат.

Директор Международного Центра медицинского образования и педагогического мастерства Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России Эсма Авакян               выступила с докладом «Куррикулум будущего. Мировой опыт». По ее мнению, эта тема актуальна в связи с теми вызовами, с которыми столкнулась современная система здравоохранения.

- С этими же вызовами сталкивается современная система образования, потому что это две стороны одной медали и два взаимосвязанных процесса, - считает она.

В частности, речь идет об эпидемиологических и демографических рисках, технологиях и искусственном интеллекте, которые вторгаются в медицинскую практику, обновлении знаний, запросах общества.

- Современная система здравоохранения ждет не только профессионалов, но, наверное, еще и лидеров мнений, - полагает эксперт.

Все, что делается сегодня в медицинском образовании, делается ради людей и во имя людей, уверена Эсма Авакян.

Симуляционные технологии помогают в аккредитации врачей
Применение симуляционных технологий в аккредитации специалистов здравоохранения обсудили участники Первого Конгресса РОСМЕДОБР, открывшегося 15 с...
Первый проректор ВШОУЗ Николай Прохоренко: «За цифровыми базами знаний для врачей будущее»
Трансляции медицинских знаний в цифровую эпоху посвящено третье пленарное заседание Первого Конгресса РОСМЕДОБ...
Татьяна Семенова: «Ответственность за подготовку специалиста лежит на системе образования»
В Москве 15 сентября 2022 года открылся Первый Конгресс РОСМЕДОБР, в рамках которого пройдет XIII международн...
Все новости
Подписаться на рассылку
Нажимая кнопку «подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта